Увидела свет первая энциклика Папы Франциска
Первая энциклика Папы Франциска начинается со слов Lumen fidei – «Свет веры». Презентованный сегодня, 5 июля с.г., документ был подписан Святым Отцом 29 июня, в торжество Свв. Апостолов Петра и Павла. Его замысел и первичная форма пришли из предыдущего понтификата.
Вот как пишет об этом сам Папа Франциск:
«Эти рефлексии на тему веры, в соответствии с тем всем, что Магистериум Церкви возвестил об этой богословской добродетели, я хочу присовокупить к тому, что Бенедикт XVI написал в энцикликах о любви и надежде. Он почти закончил работу над первым наброском энциклики о вере. Я ему за это глубоко благодарен и в духе Христова братства принимаю его ценный труд, добавив к тексту несколько собственных мыслей. Ведь Преемник Петра призван постоянно утверждать братьев в этом безмерном сокровище, коим является вера, которую Бог делает светильником на пути каждого человека» (Lumen fidei, 7).
80-страничный текст адресованной епископам, пресвитерам, диаконам, лицам посвященной Богу жизни и всем верным мирянам энциклики Lumen fidei включает в себя четыре раздела и вступление. Папа отмечает, что поставленная под вопрос в современном мире вера, нужна человеку как свет, позволяющий отличать добро от зла. Энциклика имеет своей целью утвердить своих адресатов в вере, что особенно актуально в переживаемый ныне Церковью Год Веры, провозглашенный в 50-летие открытия II Ватиканского Собора.
Первый раздел энциклики («Мы уверовали любви», ср. 1 Ин 4,16) посвящен вере Авраама и Израиля и полноте спасительной веры во Христа переживаемой в Церкви.
Второй раздел («Если не уверуете, не поймете», ср. Ис 7,9) раскрывает связь между верой и любовью, разумом, поисками Бога и богословием.
Третий раздел («Я возвещаю вам то, что сам принял», ср. 1 Кор 15,3) касается возвещения веры в Церкви, а последний, четвертый («Бог приготовил им город», ср. Евр 11,16) – ее проявлениям в межчеловеческих отношениях, семейной и общественной жизни, а также перед лицом страданий и смерти.
Тот, кто верит, никогда не одинок, потому что вера – это общее благо, которое помогает созидать наше общество, даря надежду: в этом суть послания энциклики Lumen fidei. В такую эпоху как наша, — пишет Папа, — когда вера противопоставляется поиску и воспринимается как прыжок в пустоту, как препятствие человеческой свободе, важно доверять и полагаться, смиренно и с мужеством, на милосердную любовь Бога, которая выправляет искажения нашей истории.
Достоверным свидетелем веры является Иисус, через Которого Бог действует в истории. Как в повседневной жизни мы доверяемся архитектору, фармацевту, адвокату, знающим свое дело лучше нас, так в вере мы полагаемся на Иисуса, сведущего в делах Божьих. Вера без истины не спасает, — пишет далее Папа, — оставаясь лишь красивой сказкой, особенно сегодня, когда человечество переживает кризис истины, потому что оно доверяет только технологиям и допускает лишь личную правду, поскольку боится фанатизма и предпочитает релятивизм. Напротив, вера не является непримиримой, а верующие – высокомерными: истину, исходящую из Божьей любви, они не навязывают насильно, и эта истина не подавляет человека, а наоборот, делает возможным диалог между верой и разумом.
Таким образом, становится насущно необходимой евангелизация: свет Иисуса сияет на лике христиан и передается из поколения в поколение, через свидетелей веры. Но, особым образом, вера передается через Таинства, такие как Крещение и Евхаристия, и через исповедание веры в Символе веры и в молитве Отче наш, которые вовлекают верующего в исповедуемые им истины и дают ему возможность увидеть мир глазами Христа. Вера едина, подчеркнул Папа, а единство веры является предпосылкой единства Церкви.
Столь же сильна связь между верой и требованиями общего блага: вера укрепляет отношения между людьми и служит делу справедливости, правосудия и мира. Вера не изолирует нас от мира, напротив, если мы лишим наши города веры, то нас будут связывать только страх и корысть. Верою же освящаются семьи, основанные на браке между мужчиной и женщиной, ею освящается жизнь молодых людей, всегда стремящихся к большему. Свет веры изливается на природу и помогает нам беречь ее: в свете веры мы находим «модели развития, основанные не на полезности или прибыли, но рассматривающие творение как дар». Даже страдания и смерть обретают смысл в уповании на Бога: страждущему человеку Господь не объясняет всего, но предлагает Свое присутствие.
«В единстве с верой и любовью, — отмечает Папа, — надежда ведет нас в лучшее будущее, в иной перспективе нежели иллюзорные обещания богов мира сего. Вера дает нам новое вдохновение и новые силы для повседневной жизни. Так не дадим же украсть у нас надежду, не позволим, чтобы она стала тщетной из-за скороспелых решений и предложений, которые останавливают нас на пути, размывают время, превращая его в пространство. Время всегда превышает пространство. В пространстве кристаллизируются проекты, время же всегда направлено в будущее и мобилизует, чтобы идти с надеждой» (Lumen fidei, 57).
Папа Франциск завершает свою энциклику, обращаясь к Пресвятой Деве Марии с просьбой укрепить нашу веру: «Блаженна Уверовавшая» (ср. Лк 1,45).