Учиться, чтобы помогать…
О Факультете Социальной Работы
В конце декабря прошлого года состоялась первая встреча, организованная совместно Духовной библиотекой «Иниго» и Факультетом социальной работы Новосибирского государственного медицинского университета. Лекцию прочла заведующая кафедрой философии НГМУ Эвелина Барбашина. Тема – «Образ россиян за рубежом: свои и чужие».
Вопросы о культурных ценностях, традициях и особенностях каждой этнической группы также значимы для преподавателей и студентов факультета социальной работы, как и проблемы социальной помощи. Для тех, кто решил посвятит свою жизнь помощи людям, важно знать разницу между культурными особенностями людей и учитывать ее в процессе общения. Ради этого создан Музей национальной культуры семьи факультета социальной работы и клинической психологии НГМУ собрана обширная коллекция. Это и записи о бытовых традициях, и национальные костюмы, примеры социологических и культурных аспектов духовного творчества. А студенты факультета осваивают знания по этнопсихологии, религиоведению, культурологии, адаптации современного человека в обществе, технологиям разрешения конфликтов.
Несмотря на то, что во многих странах профессия специалиста социальной работы является значимой для общества и престижной, в России она появилась только в 1991 году. Специалисты социальной работы необходимы нашей стране и это подтверждается тем, что выпускники факультета работают в медицинских учреждениях, центрах срочной социальной помощи, центрах реабилитации инвалидов и военнослужащих, детей, больных ДЦП, центрах по уходу за пожилыми и тяжелобольными. Многие выпускники становятся успешными управленцами и руководителями комплексных социальных центров, работают в воинских частях, центрах медицины катастроф, отделениях геронтологических центров и психиатрической службы города и области.
«География выпускников достаточно разнообразна: Северобайкальск, Кызыл, Иркутск, Хабаровск, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и Новосибирская область,» — перечисляет декан факультета социальной работы и клинической психологии НГМУ Наталья Гуляевская и добавляет, — «Наши выпускники могут работать как управленцы, и многие из них, проработав два-три года, становятся начальниками подразделения, начальниками отдела, директорами центров, то есть, становятся VIP-управленцами. Во многом это обусловлено тем, что каждый наш студент умеет не только писать социальные проекты, но и реализовывать их на практике».
Социальный проект – это, в основном, технологии работы с определенной группой населения: сиротами, людьми «третьего возраста», людьми с ограниченными возможностями. Студенты сами разрабатывают социальные проекты, которые потом реализуют на практике. Социальный проект – это реальная возможность профессионально помогать людям, находящимся в сложных жизненных ситуациях. «В психиатрической больнице у нас работают около десяти человек,» – рассказывает Наталья Гуляевская, декан факультета, – «Там ведется большой социальный проект: адаптация и реабилитация пациентов, абилитация – мы обучаем больных социальным навыкам, которых у них никогда не было, мы их учим тому, что действительно делает их жизнь лучше». Студенты «работают» не только с больными, но и с родственниками. Важно не только научить родственников ухаживать пациентом, но и помочь им понять, что происходит. Одна из основных задач студентов на практике – объяснить правила общения с заболевшим, которого «пытаются исправить из лучших побуждений», а в результате травмируют и ухудшают его состояние.
Один из самых удачных и развивающихся проектов факультета работа со слабовидящими детьми (на базе новосибирской организации инвалидов «Ассоциация «Интеграция»). Дети 3-4 лет, которые туда приходят за помощью, практические не умеют общаться друг с другом, они даже не улыбаются. Слабовидящие дети с самого начала получают меньше информации, чем их сверстники, и им сложнее понять, что происходит вокруг них. Адаптационные тренинги, которые студенты проводят вместе с сотрудниками центра, открывают для этих детей дорогу в мир видящих.
Студенты факультета помогают адаптироваться не только людям с физическими ограничениями или психическими проблемами. В Областном центре срочной социальной помощи реализуется проект по реабилитации людей, которые вышли из мест лишения свободы. Очень важно, чтобы те, кто уже побывал «там», смогли вернуться к жизни «здесь». С этой целью проводятся тренинги по коммуникации и адаптации, библиотерапия, арт-терапия, благодаря которой раскрываются творческие способности бывших заключенных.
«Пеликан», центр психолого-педагогической помощи молодежи, — еще одна «база практики» студентов факультета. Один из сложных периодов в жизни каждого человека – вхождение в мир взрослых. Именно поэтому подростков обучают тому, как понять и организовать собственную жизнь.
Каждая из групп, с которыми работают студенты факультета, отличается от другой проблемами, возрастом, социальными условиями, физическими и психологическими проблемами. Общим является то, что им всем нужна профессиональная помощь.
Ксения Косачева, 4 курс: Моя категория клиентов – это слабовидящие дети, а кто-то занимается с людьми с ограниченными возможностями, кто-кто с лицами-бомж, с трудными подростками и т.д.
Ольга Никишина, 4 курс: Я проходила практику в «Пеликане» и работала, в основном, с маленьким детьми, до пяти лет, чуть старше. Мы с ними проводили занятия по арт-рисованию. Тестировали подростков.
Асылжан Кыдырбаев, 4 курс: Я проходил практику в центре социального обслуживания, в отделении срочной социальной помощи на дому. Мы занимались патронажем. Клиенты были разными: от пожилых людей, до семей, находящихся в группе риска. Смотрели на их социальные условия, помогали по дому, очень много разговаривали, общались.
«Наша профессия призвана помогать людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации», — объясняет Наталья Соловцова, студентка 5 курса Факультета социальной работы, — «Это и дети без родителей, оставшиеся на попечении государства, и лица без определенного места жительства. При поступлении нам сразу сказали, что здесь широкий выбор сферы деятельности, в принципе, так оно и есть. Лично я проходила практику в центре срочной социальной помощи. Здесь работа направлена на лиц, вышедших из мест лишения свободы, на бомж-лица и вообще на людей, которые находятся в кризисной ситуации. Суть нашей профессии – это оказание помощи: от психологической до материальной».
Люди всегда, даже в самые тяжелые времена помогали и будут помогать друг другу. Терпение, милосердие, взаимопомощь, любовь к ближнему – не просто слова, а то, что характеризует достойного человека. Помощь специалиста социальной работы отличается тем, что она более эффективна. Человек, который получил специальное образование, владеет навыками эффективной коммуникации с детьми и пожилыми людьми, больными и освободившимися из мест лишения свобода. Такой специалист разбирается в правовых основах социальной помощи и знает, как организовать ее, владеет специальными технологиями для реабилитации и адаптации людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
«Каждый из нас хочет помочь социально-незащищенным гражданам», — убеждена Елизавета Дружинина, студентка пятого курса, – «У нас есть милосердие, желание помочь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Но выпускник факультета социальной работы и клинической психологии по специальности «социальная работа» может также работать психотехнологом, методистом по реализации социальных технологий».
Те, кто хотят поступить на специальность «социальная работа» факультет социальной работы и клинической психологии НГМУ, должны сдать ЕГЭ и поступить на конкурсной основе на дневное обучение на бюджетной и платной основе. Также можно учиться заочно. Вся информация указана на сайте НГМУ (http://www.ngmu.ru/department/1893/doc/30910).
Анна Калинина