Трудные вопросы. Каковы обязанности, которые налагает Таинство Брака, и может ли их неисполнение стать оправданием для развода?

ВОПРОС:
Каковы обязанности, которые налагает Таинство Брака, и может ли их неисполнение стать оправданием для развода?

ОТВЕТ:
Во-первых, скажем два слова о том, в чем заключается суть Таинства Брака и чем оно отличается от гражданского брака – то есть брачного союза, оформленного в государственных учреждениях (в России гражданским браком иногда называют незарегистрированное сожительство, но такое употребление термина ошибочно). Гражданский – это соглашение между мужчиной и женщиной, в основе которого находится взаимная и постоянная самоотдача с целью помощи друг другу, а также рождения и воспитания потомства.
Брак всегда вносит определенные изменения в жизнь супругов, поскольку в момент его заключения они начинают принадлежать друг другу, а это ведет ко взаимным правам и обязанностям, которые имеют и социальную значимость. Поэтому во всех культурах мира бракосочетание совершается в присутствии представителя общины. С момента свадьбы общество начинает относиться к брачащимся не просто как к двум индивидуумам, а как к мужу и жене.
Для христиан, помимо всего вышесказанного, брак является также Таинством, то есть священным знаком любви Бога к человеку, любви Иисуса Христа к Церкви. Тот, кто принимает Таинство Брака, обязуется перед Богом и перед общиной быть в своих отношениях с супругом видимым и, насколько это возможно, верным знаком любви Бога к человеку и любви Христа к Церкви. Поэтому в Таинстве Брака супруги призваны возрастать в единстве с Богом, с Иисусом Христом. В радостях и печалях они любят друг друга не просто силой человеческой любви, но силой, исходящей от любви Христовой: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Таким образом, конечная цель христианского брака – это святость супругов, достигаемая посредством всех событий супружеской и семейной жизни.
В достижении этой цели супруги-христиане не оставлены на произвол судьбы, но Сам Христос пребывает с ними, как на бракосочетании в Кане Галилейской. В энциклике «Casti Connubii» Папа Пий XI пишет, что Христос дарует супругам, пребывающим с Ним в единении жизни, «сверхъестественные силы, необходимые для исполнения собственной миссии и собственных обязанностей с верностью и святостью, с постоянством вплоть до самой смерти… и наделяет правом на своевременное содействие благодати всякий раз, когда они нуждаются в ней для исполнения обязанностей, связанных с их статусом». Подчеркнем словосочетание «сверхъестественные силы»: ведь для того, чтобы оставаться вместе всю жизни в радостях и печалях, необходима недюжинная сила. Об этом утверждается и в пастырской конституции Второго Ватиканского собора «Радость и Надежда»: «Для того, чтобы постоянно осуществлять обязанности, проистекающие из этого христианского призвания, требуется выдающаяся добродетель. Поэтому супруги, укрепляемые благодатью для того, чтобы вести святую жизнь, будут старательно пестовать в себе крепкую любовь, великодушие и дух жертвенности, прося обо всём этом в своих молитвах».
Именно поэтому Церковь считает недействительным брак между крещеными, заключенный только в гражданской форме. Супруги-христиане, которые в Таинстве Крещения приобщились ко Христу, от Него должны черпать благодать для освящения их супружеской любви и свое призвание к отцовству и материнству.
Во время Своей земной жизни Иисус недвусмысленно учил о том первоначальном смысле, каким наделил Творец брак между мужчиной и женщиной. Иисус говорит, что разрешение Моисея на развод было уступкой «жестокосердию». Супружеский союз неразрывен, ибо он заключен Самим Богом: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Эта бескомпромиссность в отношении нерасторжимости брачных уз может казаться невыполнимой. Однако Иисус не обременяет супругов непосильной тяжестью, но Сам дает силу и благодать, чтобы жизнь в браке обрела новое измерение. Следуя за Христом, отказываясь от самих себя и принимая свой крест, супруги могут понять смысл брака и жить в нем с помощью Христа. Эта благодать христианского брака является плодом Креста Христова, источника всей христианской жизни, утверждается в Катехизисе Католической Церкви.
Святой Павел пишет: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее».
Когда супруги дают друг другу брачное согласие, они взаимно отдают и принимают друг друга, полагая начало нерушимому брачному институту. Супружеские узы установлены Самим Богом, и одобренный и завершенный брак между крещеными не может быть расторгнут ни при каких обстоятельствах. Так что никаких «оправданий» — возвращаясь к вопросу нашей слушательницы – для развода не может быть в принципе. Супружеские узы являются необратимыми, и Церковь не имеет власти высказываться против такого установления премудрости Божьей.
Каковы требования супружеской любви? Это единство, нерасторжимость и верность. Все они тесно взаимосвязаны между собою. Первому требованию – единству – противоречит многоженство. Муж и жена уже не двое, «но одна плоть», как гласит Евангелие. Второе требвоание – верность. Любовь не может быть временной – глубокий союз и обоюдный дар двух личностей, а также благо детей требует полной верности супругов и нерасторжимости их единства. Требование супружеской верности продиктовано верностью Бога Своему Завету с человеком, верностью Христа Своей Церкви. Через Таинство Брака супруги призваны свидетельствовать эту верность.
Некоторым представляется трудным или вообще невозможным связать свою жизнь навсегда с одним человеком. Но супруги-христиане участвуют в любви Бога, любви необратимой и окончательной. И эта любовь поддерживает их, так что своей верностью они могут свидетельствовать о верности любви Бога. Это свидетельство возможно с помощью Божественной благодати, и часто оно дается в очень сложных обстоятельствах, как всем нам известно.
Итак, еще раз повторяем: никакого «развода» в значении «расторжения брачных уз» для супругов-христиан быть не может. Однако существуют ситуации – об этом также упоминается в Катехизисе Католической Церкви – в которых совместное проживание становится невозможным. В таких случаях Церковь допускает физическое разлучение супругов и прекращение совместного проживания. Они не перестают быть мужем и женой перед Богом и, конечно, не могут заключать новый брак. В таких ситуациях Церковь призывает к примирению, а сама церковная община приглашается помогать разделенным семьям переносить эту ситуацию, в которой каждый из супругов должен сохранять верность существующим брачным узам, заключенным раз и навсегда. Эти узы остаются нерасторжимыми.
Одно из предназначений брака – рождение и воспитание потомства. Супруги призваны быть открытыми к появлению новой жизни. Служение жизни – это главная обязанность брака и семьи. Некоторым супругам Бог не дает детей, но и они могут вести полноценную супружескую жизнь как с человеческой, так и с христианской точки зрения. Их брак может быть очень плодотворным – милосердием, открытостью для других людей, жертвенностью.
В наше время многие люди, в том числе и католики, прибегают к разводу согласно гражданскому закону, а затем заключают новые гражданские браки. Это в корне противоречит Божественному установлению: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет замуж за другого, прелюбодействует» (Мк 10, 11-12). Церковь не может признать действительным новый брачный союз, если один из супругов принимал действительное Таинство Брака. Если разведенный католик вступает в новый гражданский брак, то он и его супруга окажутся в ситуации греха. И они не могут быть допущены к Причастию, пока данная ситуация не прекратится. Вновь принимать Причастие они смогут только посредством Таинства Покаяния – но отпущение грехов может быть им дано только если они раскаиваются в нарушении верности в браке и верности Христу и если обязуются жить в полном воздержании.
Итак, Церковь не властна расторгнуть или аннулировать совершившийся брак. Но есть случаи, когда церковный трибунал может признать брак недействительным, то есть не существующим. Разумеется, чтобы признать брак таковым, необходимо провести долгий и тщательный процесс для выявления тех препятствий, которые существовали на момент принятия Таинства Брака.
Перечислим некоторые из них здесь вкратце – только для информации, поскольку вопрос с «разводом», кажется, мы уже прояснили.
Итак, брак не может быть действительным в следующих случаях: если мужчине еще не исполнилось 16 лет, а женщине – 14; неспособность к соитию – которая должна быть предшествующей заключению браку и постоянной; узы прежнего брака; ситуация, когда один из супругов не был крещен; далее, наличие священного сана или публично данный вечный обет целомудрия; если было совершено похищение женщины против ее воли; затем, убийство собственного супруга либо супруга лица, с которым заключается брак; кровное родство и свойство. Брак признается недействительным также в тех случаях, когда он заключается насильно или под воздействием страха, или если он был заключен без соблюдения необходимой формы бракосочетания.
Еще раз возвращаясь к вопросу, подведем итог: основные требования брака – единство, нерасторжимость, верность. Основные обязанности супругов – взаимное уважение, поддержка, христианское воспитание детей.
Есть однако только один случай, когда брак расторгается: если он был совершен между двумя некрещеными людьми, а затем один из них принял Крещение, а другой не желает принимать Крещения и не желает жить с ним, не возводя хулу на Бога.
Вернемся к тем случаям, о которых мы уже упоминали: когда совместная жизнь невозможна, то есть когда супруги могут расстаться, сохраняя при этом брачные узы. Кодекс канонического права перечисляет здесь несколько случаев: во-первых, случай прелюбодеяния, если супруг не смог простить виновную сторону. И еще — если один из супругов создает значительную опасность для души или тела супруга или детей и делает совместную жизнь невыносимо тяжелой. Добавим к этому, что каноническое право Западной Церкви говорит, что прекращение совместной жизни при сохранении брачных уз (то есть абсолютной невозможности вступать в другой брак) может наступить как по постановлению ординария, так и «по собственному решению».

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна