Трудные вопросы. Будет ли действительна Исповедь, если чувство раскаяния «остыло»?
ВОПРОС:
Хотелось бы уточнить один момент, связанный с Исповедью. Например, если я согрешу в четверг и тут же захочу исповедоваться, искренне сожалея о содеянном, и почувствую искреннее раскаяние, но по каким-то причинам не смогу исповедоваться, скажем, до воскресенья: будет ли действительна моя исповедь? Ведь за четыре дня сокрушение как-то «остывает», оно уже не такое, как «по горячим следам».
ОТВЕТ:
С одной стороны, Вы правы: чем больше времени проходит с момента греха до исповеди, тем больше «остывает» сокрушение. Однако для того, чтобы исповедь была искренней, необходимо иметь духовное сокрушение, а именно осознание, что грех тяжело оскорбил Господа. Сожаление же на уровне чувства не является необходимым условием для искренней исповеди. Это сожаление иногда есть, иногда его нет, и не всегда возможно вызвать в себе сокрушение на уровне чувств.
Богословы различают между «высшей степенью сокрушения по силе» и «высшей степенью сокрушения по шкале ценностей». Такое различие основано на следующем: все вещи в этом мире являются непосредственными для наших органов чувств, поэтому вид любимого человека радует нас и затрагивает наши эмоции, а скорбная, неприятная сцена может вызвать плач или большое беспокойство. Духовные же реалии не подчиняются непосредственно нашим чувствам. Именно поэтому любовь к Богу и Иисусу Христу не всегда захватывает наши эмоции. Но в этом нет необходимости: достаточно, чтобы по шкале ценностей эти блага находились на первом месте. Это означает, что к этим благам мы стремимся в первую очередь и не идем на компромиссы, потому что ставим их превыше всего.
Такая любовь — еще сильнее, чем любовь, которая затрагивает нас только на уровне эмоций. В силу этой любви мы считаем грех самым большим злом и самым большим несчастьем, которое может с нами случиться.
Такой тип скорби и сокрушения не требует вздохов, слез и различных эмоций. С другой стороны, оно располагает верующего претерпевать любую печаль и отказаться от чего угодно, лишь бы не совершить тяжкого греха.
Вместе с тем, нет ничего плохого в том, что человек старается возбудить в себе сокрушение и на эмоциональном уровне. Иногда для этого бывает достаточно остановиться перед Распятием и задуматься, сколько боли мы причиняем Господу нашими грехами.
Время, которое проходит между испытанием совести и исповедью, — это благодатный момент для пробуждения в нас как духовного сокрушения, что важнее всего, — так и ощутимого на уровне чувств, что не является обязательным условием и не всегда возможно.
Источник: Радио Ватикана