«Тангейзер» Вагнера как проповедь милосердия

«Тангейзер» Вагнера как проповедь милосердия

Дирижер Джеймс Ливайн вернул ранний шедевр Вагнера на сцену Метрополитен спустя 11 лет после его возобновленной постановки.

31 октября 2015 года на сцене Нью-Йоркского театра Метрополитен-Опера вновь зазвучала музыкальная драма Рихарда Вагнера «Тангейзер». Режиссер Отто Шенк поставил «Тангейзера» в 1977 году, в 2004 спектакль возобновили на сцене Метрополитен, и с этого времени им дирижирует Джеймс Ливайн. Тенор Йохан Бота впервые исполняет в Метрополитен-Опера непростую заглавную партию. Среди участников спектакля также Петер Маттеи, для которого Вольфрам стал второй вагнеровской ролью на сцене Мет. Человеческую и божественную ипостаси любви Тангейзера исполняют Эва-Мария Вестбрук и Мишель де Янг.

Создатели спектакля, вероятно, абсолютно не задумывались о таком совпадении, но своей возобновленной постановкой они внесли довольно заметный и символичный вклад в преддверии Юбилейного года Милосердия. Темы покаяния и прощения редко имели удачное воплощение в великой музыке, даже если постановщикам приходилось идти на некоторые компромиссы. Тем ценнее христианский феномен музыкального гения Вагнера, несмотря на его протестантские корни. В этой опере Рихарда Вагнера рассматриваются существенные религиозные вопросы, такие как преображение, , прощение, верность, любовь.

Романтическая опера «Тангейзер» — это, по сути, рассказ о семени, которое падает на каменистую почву, но, по молитвам любящих ближних, в конечном счете, расцветает и достигает спасения. Это исследование метаний человеческой души между мучительной силой Эроса и спасительным торжеством «Агапэ»: Жертвенная любовь становится главной темой и итогом оперы. wagner

Протестантское богословие Вагнера может быть обрывочным, непоследовательным. Но основная идея христианского прощения, следующего за искренним покаянием, выражена в непревзойденной по великолепию музыке.

Мы видим драму человеческого сердца. (Также мы знаем, что сам Вагнер испытал то, что изобразил.)

В первой сцене звон церковных колоколов пробуждает рыцаря Генриха Тангейзера, который проводит время в чувственных удовольствиях в гроте Венеры. Колокола вырывают Тангейзера из рук Венеры, и он решает уйти обратно в царство смертных. Венера пытается ему воспрепятствовать, но тот отгоняет ее именем Девы Марии. Вернувшись к людям, Тангейзер приходит в Варбург, где живет пламенно любящая его принцесса Елизавета. В Варбургском замке он принимает участие в поэтическом состязании. Знаменитый городской миннезингер Вольфрам фон Эшенбах и другие участники прославляют возвышенную духовную любовь, но Тангейзер противопоставляет им гимн плотской любви и признается, что бывал в гроте Венеры. Богохульника и демонопоклонника едва не убивают, но его спасает Елизавета, чья любовь оскорблена, сердце разбито, но она готова принести себя в жертву ради спасения души Тангейзера. Тот отправляется в Рим, где Папа говорит ему, что «за такой грех не может быть прощения, как не может расцвести посох в его руках». Разочарованный грешник возвращается и снова пытается вернуться в Венерин грот, ибо спасения для него уже нет. Но тут появляется похоронная процессия Елизаветы, умершей в ожидании Тангейзера. Она умерла с молитвой к Богу на устах простить нечестивца. Увидев жертву Елизаветы, Тангейзер испытывает потрясение и истинное раскаяние, отвергает Венеру, он прощен и умирает примиренный. Пилигримы приносят из Рима весть, что посох расцвел в руках Папы…

Рожденный в протестантской семье, , хотя и порвав со всеми Церквями, неизменно оставался человеком христианского сознания. В центре его мировоззрения — Иисус Христос. Ключевой мотив многих его опер — победа христианской веры и чуда над мрачной магией — этот мотив пронесен им от «Тангейзера» до «Парсифаля». Главная идея «Тангейзера» — жертвенная любовь Елизаветы, которая спасает главного героя от помраченной чувственности. Ангельский подвиг девы побеждает и людской гнев на богохульника, и чары Венеры.

Хотите вы, борцы за веру,
забыть святой любви закон?
Вы грешный дух сгубить хотите, —
но вам самим что сделал он?

Вот я пред вами: цвет мой юный
одним ударом он сломил…
Он, мной любимый так глубоко, —
ликуя, сердце мне разбил!

Но за него я слезы лью в молитве,
чтоб он, раскаясь, к небу путь искал!
Пусть грешник падший снова твердо верит,
что сам Христос и за него страдал!

В финале драмы спасение достигнуто. Любовь восторжествовала над отчаянием.

«Тангейзер» — прекрасный пример того, как великое может быть одновременно и выдающейся христианской проповедью. Какая яркая художественная встреча Года Милосердия!

 

Marshner-ConnieАвтор:

Конни Маршнер (Connie Marshner) – музыкальный и театральный обозреватель, сотрудница Института Католической культуры и евангелизации, прихожанка Спасо-Преображенского греко-католического прихода, Маклин, Вирджиния ().

 

 

Источник: Aleteia.org

Перевод: «Сибирская католическая газета»

 

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна