«Тангейзер» Вагнера как проповедь милосердия
Дирижер Джеймс Ливайн вернул ранний шедевр Вагнера на сцену Метрополитен спустя 11 лет после его возобновленной постановки.
31 октября 2015 года на сцене Нью-Йоркского театра Метрополитен-Опера вновь зазвучала музыкальная драма Рихарда Вагнера «Тангейзер». Режиссер Отто Шенк поставил «Тангейзера» в 1977 году, в 2004 спектакль возобновили на сцене Метрополитен, и с этого времени им дирижирует Джеймс Ливайн. Тенор Йохан Бота впервые исполняет в Метрополитен-Опера непростую заглавную партию. Среди участников спектакля также Петер Маттеи, для которого Вольфрам стал второй вагнеровской ролью на сцене Мет. Человеческую и божественную ипостаси любви Тангейзера исполняют Эва-Мария Вестбрук и Мишель де Янг.
Создатели спектакля, вероятно, абсолютно не задумывались о таком совпадении, но своей возобновленной постановкой они внесли довольно заметный и символичный вклад в преддверии Юбилейного года Милосердия. Темы покаяния и прощения редко имели удачное воплощение в великой музыке, даже если постановщикам приходилось идти на некоторые компромиссы. Тем ценнее христианский феномен музыкального гения Вагнера, несмотря на его протестантские корни. В этой опере Рихарда Вагнера рассматриваются существенные религиозные вопросы, такие как преображение, покаяние, прощение, верность, любовь.
Романтическая опера «Тангейзер» — это, по сути, рассказ о семени, которое падает на каменистую почву, но, по молитвам любящих ближних, в конечном счете, расцветает и достигает спасения. Это исследование метаний человеческой души между мучительной силой Эроса и спасительным торжеством «Агапэ»: Жертвенная любовь становится главной темой и итогом оперы.
Протестантское богословие Вагнера может быть обрывочным, непоследовательным. Но основная идея христианского прощения, следующего за искренним покаянием, выражена в непревзойденной по великолепию музыке.
Мы видим драму человеческого сердца. (Также мы знаем, что сам Вагнер испытал то, что изобразил.)
В первой сцене звон церковных колоколов пробуждает рыцаря Генриха Тангейзера, который проводит время в чувственных удовольствиях в гроте Венеры. Колокола вырывают Тангейзера из рук Венеры, и он решает уйти обратно в царство смертных. Венера пытается ему воспрепятствовать, но тот отгоняет ее именем Девы Марии. Вернувшись к людям, Тангейзер приходит в Варбург, где живет пламенно любящая его принцесса Елизавета. В Варбургском замке он принимает участие в поэтическом состязании. Знаменитый городской миннезингер Вольфрам фон Эшенбах и другие участники прославляют возвышенную духовную любовь, но Тангейзер противопоставляет им гимн плотской любви и признается, что бывал в гроте Венеры. Богохульника и демонопоклонника едва не убивают, но его спасает Елизавета, чья любовь оскорблена, сердце разбито, но она готова принести себя в жертву ради спасения души Тангейзера. Тот отправляется в Рим, где Папа говорит ему, что «за такой грех не может быть прощения, как не может расцвести посох в его руках». Разочарованный грешник возвращается и снова пытается вернуться в Венерин грот, ибо спасения для него уже нет. Но тут появляется похоронная процессия Елизаветы, умершей в ожидании Тангейзера. Она умерла с молитвой к Богу на устах простить нечестивца. Увидев жертву Елизаветы, Тангейзер испытывает потрясение и истинное раскаяние, отвергает Венеру, он прощен и умирает примиренный. Пилигримы приносят из Рима весть, что посох расцвел в руках Папы…
Рожденный в протестантской семье, Рихард Вагнер, хотя и порвав со всеми Церквями, неизменно оставался человеком христианского сознания. В центре его мировоззрения — Иисус Христос. Ключевой мотив многих его опер — победа христианской веры и чуда над мрачной магией — этот мотив пронесен им от «Тангейзера» до «Парсифаля». Главная идея «Тангейзера» — жертвенная любовь Елизаветы, которая спасает главного героя от помраченной чувственности. Ангельский подвиг девы побеждает и людской гнев на богохульника, и чары Венеры.
Хотите вы, борцы за веру,
забыть святой любви закон?
Вы грешный дух сгубить хотите, —
но вам самим что сделал он?
Вот я пред вами: цвет мой юный
одним ударом он сломил…
Он, мной любимый так глубоко, —
ликуя, сердце мне разбил!
Но за него я слезы лью в молитве,
чтоб он, раскаясь, к небу путь искал!
Пусть грешник падший снова твердо верит,
что сам Христос и за него страдал!
В финале драмы спасение достигнуто. Любовь восторжествовала над отчаянием.
«Тангейзер» — прекрасный пример того, как великое искусство может быть одновременно и выдающейся христианской проповедью. Какая яркая художественная встреча Года Милосердия!
Конни Маршнер (Connie Marshner) – музыкальный и театральный обозреватель, сотрудница Института Католической культуры и евангелизации, прихожанка Спасо-Преображенского греко-католического прихода, Маклин, Вирджиния (США).
Источник: Aleteia.org
Перевод: «Сибирская католическая газета»