Тайная жизнь христиан в Саудовской Аравии
Саудовская Аравия – это «закрытое» ближневосточное государство, расположенное на «святой» для всех мусульман земле. На этой земле, собственно, и зародился ислам, здесь же находятся священные для мусульман города Мекка и Медина, где проходила жизнь и разворачивалась деятельность пророка Мухаммада. Вместе с тем, активность направлений ислама, отличных от признанного в Саудовской Аравии «государственным», подвергается в этой стране серьезнейшим ограничениям. А что касается христиан, которых в стране 3%, то они не имеют здесь прав даже на простое отправление культа.
Думается, что свидетельство специалиста по Ближнему Востоку, профессора Миланского университета, журналиста и писателя Камиля Эида о нравах, царящих на «родине ислама», будет небезынтересно нашим читателям, особенно в свете того факта, что в последнее время и Папа Бенедикт XVI, и официальные представители Русской Православной Церкви много говорят о тяжелом положении христиан в ближневосточном регионе и призывают к мониторингу их ситуации. Профессор Эид изложил свое видение ситуации в интервью Католической радио- и телевизионной сети (CRTN), которое было также опубликовано на сайте агентства Zenit.
Саудовская Аравия – это наследная монархия, основанная на исламе ваххабитского толка. Что это за направление ислама?
Ваххабизм – это сравнительно новое направление в исламе. Его основоположник, Абд-аль-Ваххаб, был видным проповедником, последователем ханифитского мазхаба (правовой школы внутри ислама), считавшегося наиболее строгой интерпретацией ислама. Аль-Ваххаб считал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммада. Отсюда следовало, что любые последующие «новшества» (бида – есть такое арабское слово, используемое мусульманскими богословами и правоведами) должны быть полностью исключены. Так, например, нужно решительно запретить почитание гробниц Мухаммада и его сподвижников. Ислам нужно практиковать в том виде, как его практиковали сам Пророк и его непосредственные сподвижники. Запретными же следует считать все практики, к которым они не прибегали.
Королевство в центральной Аравии возникло вследствие союза между эмиром региона Наджд Мухаммадом ибн Саудом и аль-Ваххабом с его последователями. Государство получило свое название от имени клана («дома») Сауда. Союз «дома Сауда» с движением ваххабитов остается в силе и сегодня. Все наследные монархи следуют строгим правилам и ваххабитскому учению. Законы королевства зиждутся на принципах ваххабизма.
А как живется в Саудовском королевстве мусульманам-шиитам?
Шиитов в Саудовской Аравии 10% и они подвергаются серьезной дискриминации. Они проживают, главным образом, на востоке королевства. Есть и секта шиитского толка, под названием «исмаилиты». Ее сторонники проживают на границе с Йеменом. Но государственной религией Саудовской Аравии и вероисповеданием ее правителей является ваххабизм.
В Саудовской Аравии нет Конституции. По официальным утверждениям Коран – это и есть Конституция. Как эта «конституция» предписывает относиться к немусульманам?
В Коране проводится различие между христианами и иудеями и прочими «неверными». Христиане и иудеи именуются в Коране «людьми Писания» или «Писаний». Имеются в виду Евангелие и Тора. В некоторых аятах (стихах) Корана христиане описаны в положительном ключе. Говорится в положительном смысле о молитве христианского монарха и священников. Но эти высказывания относятся к раннему периоду служения пророка Мухаммада. В аятах, относящихся ко второму периоду его деятельности, христиане уже именуются «неверными». Для того, чтобы жить среди мусульман, они должны платить специальный налог под названием «джизия». Итак, в самом Коране в отношении христиан существуют некоторые противоречия. Вот поэтому существуют либеральный ислам и фундаменталистский ислам. Фундаменталистский ислам зиждется на откровении, которое относится к позднему периоду служения Мухаммада, когда он уже обладал политической властью. По убеждению многих современных исламских теологов, «поздние» аяты Корана имеют больший вес, чем ранние, в которых больше терпимости.
Законодательство Саудовской Аравии зиждется на шариате. Что такое шариат?
Шариат – это свод правовых норм, почерпнутых из Корана, сунны (хадисов, т.е. историй, повествующих о высказываниях пророка Мухаммада и его поступках) и других источников, таких, например, как иджма, т.е. согласное мнение исламских ученых (улемов). Законодательство шариата принимает во внимание все эти источники.
Все люди, находящиеся на территории Саудовской Аравии, обязаны следовать закону шариата?
Абсолютно все. Ничего против шариата сказать нельзя, потому что это равносильно возражению против ислама. Как только вы оказываетесь на территории королевства, еще в аэропорту, вас предупреждают, что отныне вы строго должны следовать мусульманскому закону. Например, я христианин, и не соблюдаю пост Рамадан. Но когда в моей руке увидели бутылку «Пепси», я ощутил на себе косые взгляды, так что меня едва не побили. Никто не может позволить себе что-нибудь скушать в общественном месте, публично во время поста (Ред.: во время поста Рамадан есть и пить мусульманам разрешается только после захода солнца). Это можно делать только тайно. Иначе говоря, вы обязаны соблюдать пост, хоть вы и не мусульманин. Таков закон.
Христиане – это самая многочисленная религиозная группа в Саудовской Аравии после мусульман. Как же они исповедуют свою религию?
Только в тайне. Запрещено иметь Библию, религиозные изображения и четки. Если их у вас обнаружат в аэропорту, то тут же конфискуют. Был случай, когда в аэропорту Джидды у меня обнаружили видеокассету и потребовали ее на просмотр. Фильм был о Спартаке. Тут до меня дошло, что там есть кадры распятия на кресте. Я всерьез испугался. Но видеокассету мне всё-таки вернули, поскольку справедливо посчитали, что распятый человек – это просто солдат, а не Иисус Христос. Всё очень строго. Официально считается, что христиане имеют право молиться конфиденциальным образом. Но что это значит, «конфиденциальным образом»? Это значит в одиночку или вместе с семьей? А если две или более семей «конфиденциально» молятся в своем собственном доме, то может вмешаться религиозная полиция и арестовать их.
Что будет с христианином, пойманным с четками в кармане или с крестиком на шее?
Ну если четки в кармане, то их никто не увидит. Но если какой-либо мусульманин увидит у вас крестик, то он сам, а не только полиция, может сорвать его. А вас арестуют и могут выслать из королевства. Вас отправят в тюрьму, а спустя несколько дней аннулируют вашу визу. На этом ваше пребывание в стране закончится.
Какие еще проявления христианской веры наказуемы?
Все проявления любой веры, кроме ислама, наказуемы. Саудовцы знают, что французы и итальянцы служат Мессу на Рождество и на Пасху в своих посольствах. Но территория посольств пользуется международным иммунитетом, а потому с этим мирятся. Но вокруг находится полиция и контролирует, чтобы «ничто не вышло наружу». В королевстве нет ни одной церкви, синагоги или какого-то иного дома молитвы. Все проявления других религий запрещены.
И кто проводит этот закон в жизнь?
Есть полиция нравов с пятью тысячами сотрудников, распределенных по ста районам, но следить за соблюдением законов призван любой мусульманин. Я провел два с половиной года в Джидде. Всё это время я опасался поздравлять друзей с Пасхой и Рождеством даже по телефону: а вдруг какой-то мусульманин ненароком услышит? Полиция нравов контролирует всё, включая книжные магазины. В них запрещено продавать какую-либо литературу не об исламе. Несколько лет назад в одной школе при американском посольстве едва не был арестован Санта-Клаус. Правда, ему удалось сбежать через окно. Даже такие невинные вещи запрещены.
Христиане – это излюбленная цель преследований и дискриминации?
Вообще говоря, дискриминации подвергаются не только христиане, но и все толки ислама, кроме ваххабитского. Например, шииты и исмаилиты. Отношение к разным христианским общинам различно. Граждан США, Италии, Франции, Великобритании и других стран «первого мира» задевают меньше, поскольку понимают, что эти государства сильны и немедленно вступятся за своих граждан. Наиболее жестокие гонения выпадают на долю христиан – выходцев из стран «третьего мира», таких как Эритрея, Индия и Филиппины. Эти страны страшатся потерять доход, который им приносят их граждане, работающие в Саудовской Аравии. Они не хотят портить отношения с королевством. Вот на долю граждан этих стран третьего мира и выпадает львиная доля преследований.
Была на слуху история о том, как филиппинских девушек-нянь, работающих в семьях богатых саудовцев, обвинили в передаче христианской веры их подопечным. Вы что-нибудь слышали об этом?
Исламский катехизис говорит о риске «заражения» чужой верой. Вот как сказано об этом в его саудовском варианте: «Если вы едете учиться за границу, то не должны завязывать близких или дружеских отношений с вашими преподавателями. Вы обязаны помнить, что они – неверные». Тот же принцип действует и в отношениях с филиппинками, живущими в Саудовской Аравии. Ведь «заражать» чужой верой можно и поведением, не только словами.
Просто поведением?
А как же! Вот почему в королевстве настоятельно рекомендуется не нанимать нянь-филиппинок, а заменить их нянями из Египта, Марокко или Алжира. Чтобы они ни в коем случае не «заразили» маленьких саудовцев «чужой верой».
Мы говорили о дискриминации, о гонениях. Как далеко такие гонения могут зайти?
Вплоть до убийства. Есть случай мученичества саудовской девушки, обратившейся в христианство. Ее тело нашел ее брат. Девушка написала стихотворение, посвященное Христу. Ей за это вырезали язык. Потом она исчезла, а спустя какое-то время была обнаружена мертвой. Девушку звали
Вы сказали, что девушка по имени Фатима обратилась в христианство. А были еще случаи обращения в христианство мусульман? Есть ли у Вас такая информация?
Такую информацию получить невозможно. Саудовское общество – общество крайне закрытое, все сферы жизни здесь жестко контролируются правящим режимом. Любопытно, однако, наблюдать за поведением саудовских женщин. Стоит им пересечь границы страны, или даже просто войти в самолет, они снимают хиджаб, оказавшись в Ливане или другой «не строго-мусульманской» стране, начинают употреблять спиртные напитки. Но, вернувшись на родину, вынуждены снова строго соблюдать закон.
…и кто-то обращается?
Новообращенные в христианство существуют. Я слежу за арабскими медиа-каналами, вещающими на Саудовскую Аравию и на весь арабский мир, и очень много звонков в студию поступает как раз от граждан Саудовской Аравии. Правда, звонят они преимущественно не из своей страны, а путешествуя по Марокко или Египту. Они свидетельствуют о своем опыте, не называя своих имен, и просят христиан молиться о них. Они надеются, что наступит день, когда они смогут открыто пойти в церковь, получить доступ к Евангелию, разделить свою новую веру со своей семьей. Это очень болезненный пункт. Ведь если новообращенный расскажет о своей новой вере отцу, брату, сестре, то те обязаны сообщить об этом и отречься от своего родственника. Ведь он изменил и семье, и стране, и обществу… Заклеймить вероотступника – это дело чести для семьи. Ведь вероотступничество – это тягчайшая форма измены.
Но известный знаток Корана из Египта профессор Самир Халил Самир утверждает, что в Коране вовсе не предписывается убивать отступника. Откуда же тогда берется подобная практика?
Это правда. В 14-ой суре (главе) Корана идет речь об отступничестве, но о наказании за отступничество в земной жизни ничего не говорится, скорее, кара должна постигнуть отступника «на том свете». Но есть хадис, согласно которому пророк Мухаммад повелел, чтобы человек, сменивший религию, был казнен. Это в свою очередь порождает проблемы. Хадисов существуют тысячи, но где доказательства, что пророк Мухаммад что-то подобное в действительности говорил? Во многих исламских странах, таких как Пакистан, Афганистан под правлением Талибана, Иран или Йемен, смертная казнь за измену исламу практикуется, хотя эта практика и основана на хадисе, принадлежность которого пророку Мухаммаду не может быть установлена с абсолютной достоверностью.
Скажите несколько слов о том, как чувствуют себя католики, проживающие в Саудовской Аравии.
Трудно быть католиком, проживая в Саудовской Аравии. У вас должны быть очень уж глубокие католические корни. Посудите сами. В вашем доме не может быть Евангелия. У вас не может быть розария. Вы не можете вместе с вашими друзьями-христианами образовать христианскую общину. Правда, друзья-христиане у вас быть могут, вы имеете право посещать иностранные землячества на территории королевства, но вот говорить там о вашей вере нельзя. Единственная возможность – иметь сильную веру «в себе» и глубокое знание этой веры. Только так вы можете «выжить как христианин» в этой среде.
В других исламских странах вы, как община, могли бы собраться на Мессу в пятницу (но не в воскресенье, поскольку воскресенье там – обычный рабочий день). Но только не в Саудовской Аравии. Здесь вы – «сам себе община». И семьи у вас, как правило, тоже нет. В Саудовской Аравии существуют ограничения на воссоединение семей. Если у вас есть дочь старше 18 лет, она не может оставаться в королевстве, будучи не замужем. У большинства работающих в Саудовской Аравии христиан семьи живут в другом месте. Так что вы остаетесь один, а контакт с другими католиками для вас предельно затруднен. Какая же сила веры должна быть в вашем сердце! Кстати, иметь молитвенник тоже запрещено, так что вы сможете читать только те молитвы, которые знаете наизусть с детства.
Перевод: Сибирская католическая газета