Слово Папы Франциска перед молитвой «Ангел Господень». 29 января 2017 года

Слово Папы Франциска перед молитвой «Ангел Господень». 29 января 2017 года

Дорогие братья и сестры, здравствуйте!

Литургия этой недели побуждает нас к размышлению о Блаженствах (Мф 5,1-12a), которыми открывается большая речь Иисуса – Нагорная проповедь или, как ее еще называют, «Великая Хартия» Нового Завета. Иисус являет волю Божию, желает привести людей к блаженству. Эта весть присутствует уже в пророков: Бог близок к бедным и угнетенным, Он спасает их от рук палачей.

Однако же Иисус в своей проповеди развивает свою мысль особенным образом: Он начинает со слова «блаженный», что значит, «счастливый»; затем говорит об условиях, при которых блаженным становятся, а завершает всё обетованием. Мотивацией того, чтобы стать счастливым, является не условие – «нищие духом», «плачущие», «жаждущие правды» – а обетование, которое идет куда дальше и которое нужно принять как Божий дар. Мы выходим из трудной ситуации, чтобы открыться для Божия дара и войти в новый мир, в возвещаемое Иисусом Царство. Здесь мы имеем дело не с автоматически действующим механизмом, но с образом жизни, со следованием за Господом. И именно поэтому реальность скорби и печали открывается здесь в новой перспективе и может быть рассмотрена в соответствии с уже совершившимся обращением. Нельзя стать блаженным, если прежде не обратиться так, чтобы ценить Божии дары и жить ими. Я остановлюсь на первом блаженстве: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Мф 5,4). «Нищие духом» – это те, кто присвоил себе чувства и образ действий тех бедняков, которые в своей ситуации не начинают бунтовать, а умеют быть смиренными, послушными, всегда готовыми принять Божию благодать. Счастье нищих духом имеет двойное измерение: в отношении к материальным благам и в отношении к Богу.

В отношении к материальным вещам духовная нищета подразумевает воздержанность. Притом, что воздержанность – это не расчетливость, а умение постигать главное, умение делиться с ближними; способность, с одной стороны, постоянно восхищаться тем благом, которое заключено в вещах, а с другой – не погружаться при этом в трясину алчного потребительства, убивающего душу. Те люди, которые пренебрегают этим требованием, те, которые действуют по принципу «у меня уже есть много, но я хочу еще больше», не могут быть счастливыми, они никогда не достигнут настоящего счастья.

В отношении же к Богу – это желание вознести ему хвалу, это способность признать, что мир является Божиим благословением, что у его истоков – творящая любовь Отца. Это также означает открытость Господу, послушание Его воле: это Он – Господь, это Он велик, а не я велик от того, что у меня много чего есть! Это Он есть Тот, Кто пожелал сотворить весь мир для блага всех людей и пожелал видеть всех людей счастливыми. Нищий духом – это христианин, который не полагается исключительно на себя, на свою материальную собственность, не настаивает упрямо на реализации любой ценой своих планов, но готов внимательно выслушать другое мнение и принять решение других людей, если оно служит общему благу. Если бы в нашем обществе было побольше нищих духом, было бы куда меньше разделений, разногласий, ссор! Смирение, наряду с любовью, – это важнейшая добродетель, необходимая для созидания христианских общин. Нищие в евангельском смысле этого слова – это те, кто поддерживает цели Божия Царства. Это благодаря им становится очевидным, что его наступление предваряют отношения в братской общине, где деление превалирует над обладанием. Всегда иметь сердца и руки такие (здесь Папа сделал соответствующий жест), а не такие (жест). Если сердце такое (делает жест), он зажато, оно не умеет любить. А если оно такое (делает жест), то следует путем любви.

Так пусть же Дева Мария, первая в ряду нищих духом и их образец, всегда послушная воле Господа, поможет нам вверить себя богатому милосердием Богу, дабы Он преисполнил нас Своими дарами, прежде всего богатством Своего прощения!

 

Перевод «Сибирской католической газеты»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна