Слово Папы Франциска перед молитвой «Ангел Господень». 29 января 2017 года
Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
Литургия этой недели побуждает нас к размышлению о Блаженствах (Мф 5,1-12a), которыми открывается большая речь Иисуса – Нагорная проповедь или, как ее еще называют, «Великая Хартия» Нового Завета. Иисус являет волю Божию, желает привести людей к блаженству. Эта весть присутствует уже в проповеди пророков: Бог близок к бедным и угнетенным, Он спасает их от рук палачей.
Однако же Иисус в своей проповеди развивает свою мысль особенным образом: Он начинает со слова «блаженный», что значит, «счастливый»; затем говорит об условиях, при которых блаженным становятся, а завершает всё обетованием. Мотивацией того, чтобы стать счастливым, является не условие – «нищие духом», «плачущие», «жаждущие правды» – а обетование, которое идет куда дальше и которое нужно принять как Божий дар. Мы выходим из трудной ситуации, чтобы открыться для Божия дара и войти в новый мир, в возвещаемое Иисусом Царство. Здесь мы имеем дело не с автоматически действующим механизмом, но с образом жизни, со следованием за Господом. И именно поэтому реальность скорби и печали открывается здесь в новой перспективе и может быть рассмотрена в соответствии с уже совершившимся обращением. Нельзя стать блаженным, если прежде не обратиться так, чтобы ценить Божии дары и жить ими. Я остановлюсь на первом блаженстве: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Мф 5,4). «Нищие духом» – это те, кто присвоил себе чувства и образ действий тех бедняков, которые в своей ситуации не начинают бунтовать, а умеют быть смиренными, послушными, всегда готовыми принять Божию благодать. Счастье нищих духом имеет двойное измерение: в отношении к материальным благам и в отношении к Богу.
В отношении к материальным вещам духовная нищета подразумевает воздержанность. Притом, что воздержанность – это не расчетливость, а умение постигать главное, умение делиться с ближними; способность, с одной стороны, постоянно восхищаться тем благом, которое заключено в вещах, а с другой – не погружаться при этом в трясину алчного потребительства, убивающего душу. Те люди, которые пренебрегают этим требованием, те, которые действуют по принципу «у меня уже есть много, но я хочу еще больше», не могут быть счастливыми, они никогда не достигнут настоящего счастья.
В отношении же к Богу – это желание вознести ему хвалу, это способность признать, что мир является Божиим благословением, что у его истоков – творящая любовь Отца. Это также означает открытость Господу, послушание Его воле: это Он – Господь, это Он велик, а не я велик от того, что у меня много чего есть! Это Он есть Тот, Кто пожелал сотворить весь мир для блага всех людей и пожелал видеть всех людей счастливыми. Нищий духом – это христианин, который не полагается исключительно на себя, на свою материальную собственность, не настаивает упрямо на реализации любой ценой своих планов, но готов внимательно выслушать другое мнение и принять решение других людей, если оно служит общему благу. Если бы в нашем обществе было побольше нищих духом, было бы куда меньше разделений, разногласий, ссор! Смирение, наряду с любовью, – это важнейшая добродетель, необходимая для созидания христианских общин. Нищие в евангельском смысле этого слова – это те, кто поддерживает цели Божия Царства. Это благодаря им становится очевидным, что его наступление предваряют отношения в братской общине, где деление превалирует над обладанием. Всегда иметь сердца и руки такие (здесь Папа сделал соответствующий жест), а не такие (жест). Если сердце такое (делает жест), он зажато, оно не умеет любить. А если оно такое (делает жест), то следует путем любви.
Так пусть же Дева Мария, первая в ряду нищих духом и их образец, всегда послушная воле Господа, поможет нам вверить себя богатому милосердием Богу, дабы Он преисполнил нас Своими дарами, прежде всего богатством Своего прощения!
Перевод «Сибирской католической газеты»