Рядовое время

Кроме литургических периодов, имеющих ясно выраженную собственную специфику (Великий Пост, Пасхальное время, Адвент, Рождественское время), в состав литургического года входят еще 33 или 34 недели, когда специальным образом не отмечается какая-либо тайна из жизни Христа, но воспоминается мистерия нашего Спасения во всей ее полноте. Этот период называется «Рядовым временем». Присущий ему цвет литургических одеяний – зеленый.

Рядовое время начинается в понедельник после воскресенья Крещения Господня (первое воскресенье после 6 января) и продолжается вплоть до вторника перед Пепельной средой, с которой начинается Великий Пост. Затем оно же продолжается с понедельника после Пятидесятницы и заканчивается перед 1-ой Вечерней 1-го воскресенья Адвента.
На Мессах во все будние дни Рядового времени (кроме праздников и дней памяти святых) используются тексты молитв того воскресенья, которым начинается данная неделя.

Рядовые воскресенья не отличаются чем-либо особенным и вполне сохраняют свой первоначальный характер «малой Пасхи». Каждое из них подразумевает целебрацию Воскресения Господня.

В современном Римском Миссале для этих воскресений предусмотрено 8 вариантов префация, из которых первый посвящен «чудесной силе пасхального таинства», а другие раскрывают его внутреннее содержание и последствия.

Трапеза слова Божия, предлагаемая в Рядовое время, довольно разнообразна. Цикл воскресных чтений существует в трех вариантах (A – B – C), которые последовательно сменяют друг друга с началом нового Литургического года (в 1-е воскресенье Адвента). При этом в год A читается Евангелие от Матфея, в год B – Евангелие от Марка, в год C – Евангелие от Луки. Кроме Евангелия на воскресной Мессе предусмотрено еще два чтения, причем чтение из Ветхого Завета гармонизовано с содержанием Евангелия этого дня, а второе чтение из Посланий Апостолов имеет нравоучительный характер. Напомним, что до 2 декабря 2012 г. используются чтения цикла B.

Воскресные литургические молитвы (вступительная, над дарами, после Причастия) были взяты в современное издание Римского Миссала из Тридентского Миссала по большей части без всяких изменений. Некоторые были изменены, а отдельные – написаны заново.
Два воскресенья Рядового времени имеют особый характер, поскольку в них предусмотрены торжества: в первое воскресенье после Пятидесятницы – торжество Пресвятой Троицы; в последнее, 34-е воскресенье Рядового времени – торжество Христа Царя Вселенной.

По мнению ряда ученых-литургистов именно Рядовые воскресенья полнее других выражают Пасхальную тайну, как и тайну жизни Христа вообще, как раз благодаря своей «нейтральности», свободе от одного определенного угла зрения, как это, например, свойственно воскресеньям Адвента или Великого Поста.

В. Дегтярев

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна