Религиозное образование в школе: новые перспективы и новые опасения
В июле этого года Президент России Дмитрий Медведев сделал новый шаг на пути введения религиозного образования в государственных школах. Президент, отвечая на многочисленные запросы со стороны религиозных организаций, принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение молодежи, и предложил начать в 18 российских регионах эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. Президент подчеркнул, что учащимся и их родителям должна быть предоставлена при этом возможность выбора, изучать ли основы православной культуры, либо ислама, иудаизма или буддизма. Для тех, кто захочет изучать все многообразие российской религиозной жизни, следует разработать общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны, а тем, кто не имеет определенных религиозных убеждений, должно быть предоставлено право изучать основы светской этики. Глава государства также особо отметил, что «преподавать все эти предметы должны только светские педагоги». Это предложение было сразу подхвачено Министерством образования и науки: первые уроки в рамках эксперимента могут начаться уже весной 2010 года в 18 регионах шести федеральных округов. Новый предмет в российских школах, в рамках которого ученики смогут получать знания по основам религиозной культуры и истории мировых религий, будет называться «Духовно-нравственное воспитание». В его рамках школьникам будет предложено изучение одного из трех модулей на выбор:
1) история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм);
2) история и основы культуры основных мировых религий;
3) основы этики.
Начать эксперимент предлагается в четвертом классе (последняя четверть) и завершить в пятом классе (первая четверть). В ходе эксперимента предстоит определить необходимое количество часов в неделю для изучения одного из трех учебных курсов. Ориентировочно это может быть два урока в неделю. Это решение уже вызвало волну реакций среди представителей христианских конфессий, не охваченных программой. Хотя разговоры о введении религиозного образования в школах ведутся не первый год, и некоторые регионы и отдельные школы уже начали включать в расписание занятия по «Основам православной культуры», до сих пор существовала надежда, что посещение школьниками таких занятий будет добровольным и факультативным. Теперь же, хотя учащиеся и смогут – теоретически – сделать выбор, какой предмет изучать, но после этого посещение выбранной дисциплины будет уже обязательным. И католику или протестанту не так просто определиться, на какой из предложенных модулей ориентировать своих детей. Если брать «светскую этику», то сама ее идея чужда верующему человеку, который прекрасно знает, что никакая этика не будет полноценной или приемлемой, если из нее выброшена отсылка к личностному Богу. «Основы православной культуры» пугают своей явно очерченной конфессиональной направленностью, которая на бытовом уровне часто выливается в активное неприятие иноверцев и «сектантов». Общая история мировых религий кажется вариантом наиболее интересным, но немало существует опасений, что даже самая продуманная программа может быть загублена некомпетентным и неподготовленным педагогом, который просто вынужден вести новый «обязательный предмет», не имея для этого ни квалификации, ни призвания. А много ли существует специалистов, способных интересно и без низкопробных клише рассказать о принципах ислама или буддизма? О теологических различиях между православием и католичеством? О внутренней связи политики и религии в разных течениях иудаизма?
Между тем, в образовательном эксперименте по введению религиозно-ориентированных предметов предполагается задействовать около 20 тыс. классов в 12 тыс. школ, и проблема существующих кадров выйдет на первый план уже очень скоро. Эту проблему затронул, встречаясь с журналистами, и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он отметил, что самым сложным в этом эксперименте, в том числе с точки зрения финансовых затрат, будет переподготовка учителей. По его оценке, нужно будет обеспечить переподготовку более 40 тыс. учителей. Министр полагает, что готовить для преподавания нового учебного курса будут прежде всего учителей гуманитарных предметов, но не исключил, что к этому могут быть привлечены и преподаватели естественнонаучных дисциплин. В каждой школе для преподавания нового курса должны быть подготовлены по несколько учителей, как это происходит сегодня с преподаванием, например, иностранных языков. По его словам, учителя должны будут обладать знаниями «о культуре и истории всех религий, а также по вопросам этики и нравственного воспитания».
Мы попросили Архиепископа Павла Пецци прокомментировать решение Президента, связанное с введением в школах предмета «Духовно-нравственное воспитание».
Владыка, что Вы думаете по поводу этих решений Президента и министра Фурсенко?
Должен сказать, что я положительно оцениваю сам факт того, что преподавание в школах дисциплин с религиозным содержанием становится возможным. Религиозное, духовное измерение присуще человеку, оно вписано в его сердце, поэтому религиозная и нравственная формация является необходимым элементом в интегральном воспитании подрастающих поколений и не может быть игнорируемо в образовании. В наше время вера ушла из центра человеческой жизни, но многие, даже не верующие, продолжают ставить перед собой вопросы о духовности или о смысле жизни. И религии, в особенности христианство, могут дать ответ на эту естественную человеческую потребность, которая исходит из самой сути человеческого существа. Поэтому я не могу не приветствовать тот факт, что какой-то элемент религиозного образования станет частью образовательной программы российских школ. Но, конечно, при введении этого религиозного компонентаосновное внимание направлено на так называемые традиционные религии, то есть на те религии и конфессии, которые получили значительное распространение в разных регионах России, такие как христианство, ислам, буддизм и иудаизм. И преподавание основ христианской культуры связано, в первую очередь, с православием. Мы живем в стране с православным большинством, и я не вижу никаких проблем в том, что в школах будут преподавать основы православия. Конечно, можно представить такую ситуацию, когда в какой-нибудь школе, в месте где, например, проживает большое число католиков, в классе большинство детей исповедает католичество, тогда в этом конкретном случае можно было б вести разговор о возможности преподавания для них именно основ католической культуры. Однако, в большинстве случаев для нас достаточно будет проследить, чтобы в учебниках и в процессе преподавания, когда речь зайдет о мировых религиях или о различии между христианскими конфессиями, католическое вероучение было представлено адекватно ибез искажений.
Действительно, многие католики опасаются, что преподаватели будут пользоваться расхожими штампами, и что предлагаемый детям образ Католической Церкви будет крайне негативным.
Тут все будет зависеть от учителей. Если содержание учебников мы сможем отследить и сможем попросить изменить что-то, если это понадобится, то преподаватели – это вопрос особый. Кто будет их контролировать? Кто будет выступать гарантом их знаний и квалификации? В Италии, например, качество преподавателей религии гарантирует Католическая Церковь: она проверяет их знания и выдает соответствующие дипломы и сертификаты. Хотя контроль со стороны Церкви – это еще не панацея от невежества. Когда я сам был школьником и студентом, у меня были преподаватели, которые крайне негативно отзывались о Церкви и давали нам много неверной информации. И нам, учащимся, приходилось с ними спорить и доказывать, что они неправы. Я посвятил немало сил таким дискуссиям в классе.
А что Вы можете посоветовать родителям-католикам, дабы помочь своим детям определиться с выбором учебного модуля?
Я думаю, и знакомство с православием, и изучение мировых религий нашим детям не повредит. И тут нужно в первую очередь обращать внимание не на содержание программы, а на достойное преподавание. Если есть возможность, выбирайте квалифицированного и знающего учителя. И еще я бы порекомендовал поставить его в известность о конфессиональной принадлежности вашего ребенка.
А если родители все же хотят, чтобы их дети и в школе воспитывались в католической вере?
Нам никто не запрещает открывать католические школы или детские сады – тут нет никаких препятствий, но инициатива должна исходить от родителей, а не от церковных структур. Если есть семьи, которые хотят передавать свои христианские ценности детям, если таких семей достаточно много и они смогут собраться вместе и организовать школу или детский сад, то я буду только рад и дам им мое благословение.
Архиепархия Божией Матери в Москве. Информационный бюллетень № 24