РАЗМЫШЛЕНИЯ О СВЯТОМ РОЗАРИИ
Уподобляться Христу вместе с Марией…
Определяющая черта христианской духовности – обязанность ученика все более уподобляться своему Учителю (ср. Рим 8,29; Флп 3,10.21). Излияние Святого Духа в момент Крещения прививает человека, как виноградный побег, к жизни, которая есть Христос (ср. Ин 15,5), делает членом Его Мистического Тела (ср. 1Кор 12,12; Рим 12,5). Однако впоследствии к такому первоначальному единству должен вести путь всё большего уподобления Ему. Следовательно, ученик обязан постоянно соразмерять свои поступки с логикой Христа: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2,5). Необходимо, как сказал Апостол, «облечься во Христа» (ср. Рим 13,14; Гал 3,27).
На духовном пути Розария, покоящемся на неустанном созерцании вместе с Марией Лика Христова, идеальное уподобление Ему достигается благодаря связи, которую можно назвать дружеской. Она естественным образом вводит нас в жизнь Христа и словно помогает нам разделить Его сокровенные чувства. Вот что говорит по этому поводу блаж. Бартоло Лонго: «Как у двоих друзей, часто бывающих вместе, появляются одинаковые привычки, так и мы, сердечно беседуя с Иисусом и Пресвятой Девой в размышлениях над тайнами Розария, и одновременно ведя такую же жизнь, благодаря причащению, можем стать, насколько позволит наше ничтожество, подобными Им и научиться на столь выдающихся примерах смиренной, бедной, сокровенной, терпеливой и совершенной жизни» [«I Quindici Sabati del Santissimo Rosario», 27 ed.; Pompei 1916, p. 27].
Уподобляясь Христу, в чтении Розария мы особым образом препоручаем себя материнскому деянию Пресвятой Девы – Той, Которая родила Христа, и Сама принадлежит Церкви как ее «наипревосходнейший и совершенно особый член» [II Ватиканский Вселенский Собор. Догматическая Конституция о Церкви «Lumen gentium», 53] и, одновременно, как «Матерь Церкви». Таким образом, Она во все времена «рождает» чад Мистического Тела Своего Сына. Она совершает это через заступничество, призывая на них неисчерпаемое излияние Святого Духа. Она – совершенная икона материнства Церкви.
Розарий мистическим образом приводит нас к Марии, Которая была призвана сопровождать человеческое возрастание Христа в доме в Назарете. Он помогает Ей наставлять и воспитывать нас с той же самой тщательностью, «доколе не изобразится» в нас в полной мере Христос (ср. Гал 4,19). Это деяние Марии, полностью основанное на деянии Христа и абсолютно подчиненное ему, «ни в коем случае не мешает непосредственному единению верующих со Христом, но, напротив, благоприятствует ему» [там же, 60]. Справедливость этого светоносного принципа, провозглашенного II Ватиканским Собором, я особенно сильно испытал в своей жизни, на нем основан девиз моего епископского служения: «Totus Tuus» [см. Радиотрансляция первого послания «Urbi et orbi» (17 октября 1978 г.): AAS 70 (1978), 927]. Этот девиз, как известно, вдохновлен учением св. Людовика Марии Гриньона де Монфора, который так объяснял роль Марии в процессе уподобления каждого из нас Христу: «Всё наше совершенство заключается в том, чтобы быть подобными Иисусу Христу, пребывать в единстве с Ним и посвятить себя Ему. Поэтому самая совершенная из всех форм благочестия – безусловно, та, которая наиболее полно уподобляет нас Иисусу Христу, соединяет с Ним и посвящает Ему. Итак, поскольку Мария из всех творений более всего уподобилась Иисусу Христу, следовательно, из всех возможных форм благочестия именно почитание Марии, Пресвятой Матери Господа нашего, наиболее полно посвящает и уподобляет Ему душу; насколько более полно душа посвятит себя Ей, настолько она будет посвящена Иисусу Христу» [«Трактат об истинном почитании Пресвятой Богородицы», 120: Opere, 1, Scritti spirituali, Roma 1990, p. 430]. Нигде, кроме как в Розарии, пути Христа и Марии не предстают настолько глубоко соединенными. Мария живет лишь во Христе и действует лишь со Христом!
Розарий – размышление и, в то же время, – просьба. Неустанная молитва к Божией Матери основана на уповании, что Ее Материнскому заступничеству под силу обрести у Сердца Сына всё. Она – «Всемогущая по благодати» – как (я прибегаю к этому смелому утверждению, которое необходимо правильно понимать) обращался к ней блаж. Бартоло Лонго в своем «Воззвании к Царице Святого Розария». [«Воззвание к Царице Святого Розария» торжественно читается два раза в год, в мае и октябре. Блаж. Бартоло Лонго составил его в 1883 г. в ответ на призыв Папы Льва XIII, с которым тот обратился к верующим в своей первой Энциклике, посвященной Розарию, прося их противостоять в духовной борьбе недугам общества]. Уверенность в этом, начало которой сокрыто в Евангелии, постепенно росла в христианах, подкрепляемая жизненным опытом. Великий поэт Данте удивительно толкует эти слова, воспевая, вслед за св. Бернаром: «Ты так властна, и мощь Твоя такая,/ Что было бы стремить без крыл полет/ — Ждать милости, к Тебе не прибегая» [Данте Алигьери. Божественная комедия. Рай. Песнь XXXIII, 13-15. (Пер. М. Лозинского)]. В Розарии Мария, обитель Святого Духа (ср. Лк 1,35), когда мы взываем к Ней, ходатайствует о нас перед Отцом, Который исполнил Ее благодати, и Сыном, Рожденным из Ее лона, молится с нами и о нас.
Из Апостольского обращения блаж. Иоанна Павла II «Розарий Девы Марии»
Розарий – это мощное оружие
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк 1,28). Вот так Архангел Гавриил приветствовал Деву Марию, а мы повторяем это приветствие бесчисленное число раз и в самых разных ситуациях.
В Средние века Марию величали «Розой» (Rosa mystica), поскольку этот цветок символизировал радость. Тогда, как и сейчас, Ее изображения украшались венчиками из роз (на средневековом латинском – Rosarium). Таким образом выражали свое благоговение любящие сердца. Простые люди, которые не могли читать сто пятьдесят псалмов Литургии Часов, читали вместо этого сто пятьдесят Радуйся Мария, а для отсчета молитв пользовались зернышками, нанизанными на ниточку. Чтение молитв сопровождалось размышлениями о жизни Иисуса Христа и Богородицы. Молитва Радуйся Мария восходит к древнейшим временам. В папских и соборных документах рекомендовано ее использование в краткой форме. Свою же окончательную форму эта молитва приобрела позднее, после того, как к ней было добавлено прошение о даровании благой смерти: молись за нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Мы просим Марию ходатайствовать за нас ныне и в момент нашей окончательной встречи с Господом, короче говоря, всегда. Постепенно «тайны», в рамках которых созерцали основные события из жизни Христа и Богородицы, упорядочились. Они стали своеобразным резюме литургического года и всего Евангелия. Появился и обычай читать Литанию Пресвятой Богородице (Лоретанскую), в которой с трепетом и любовью прославляется Пречистая Дева Мария, и в которой мы прибегаем к Ее заступничеству и свидетельствуем о своей радости.
7 октября 1571 г. была одержана важная победа над турками под Лепанто, благодаря которой удалось отвести угрозу, нависшую над христианским миром. Эту победу святой Папа Пий V приписал ходатайству Пресвятой Богородицы. К Ней взывали в Риме и по всему христианскому миру, читая молитву Розария. Тогда-то и был установлен праздник, который мы отмечаем ежегодно 7 октября. Тогда же в Литании Марию, среди прочего, стали призывать как Auxilium christianorum, «Помощь христианам». И, наконец, с того времени молитва Розария стала усиленно рекомендоваться Папами, как «всеобщее и публичное молитвословие, возносимое в обычных и чрезвычайных обстоятельствах за нужды Церкви, отдельных стран и всего мира» (Иоанн XXIII, Апостольское обращение Il religioso convengo).
Месяц октябрь посвящен нашей Небесной Матери. В этом месяце мы почитаем Ее, читая молитву Розария. Следует, однако, спросить самих себя: а насколько охотно мы это делаем? Насколько глубоко погружаемся в «тайны»? Взываем ли к Марии столь же ревностно, как те наши предшественники в вере, сумевшие испросить важную для всего христианского мира победу? Перед лицом окружающих нас проблем, бесчисленных нужд апостольского служения, материальных нужд наших семей, а также в стремлении приблизить наших домашних к Богу и успешно продолжить духовную брань, Розарий призван стать «всемогущим оружием преодоленья себя и помощи душам живым».
Ф. Карвахал. «В общении с Богом»