Размышление Генерального викария Преображенской епархии отца Энтони Бранагана, CSsR, на Октаву Пасхи или Воскресенье Милосердия Божия
Сегодня, в воскресенье Милосердия Божьего, литургические тексты прямо упоминают о милосердии лишь во Вступительной молитве и в Псалме. В первой на этой Мессе молитве мы просим, чтобы «Бог вечного милосердия» умножил «в нас дарованную благодать, дабы мы глубже осознавали величие Крещения, которым мы очистились, Духа, которым мы возродились, и Крови, которой мы искуплены». А в Псалме звучат слова: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».
Церковь с самого начала своего существования неизменно возвещала Милосердие Божье, и в ходе истории возникли богослужения, религиозные обряды и молитвы, которыми подчеркивался этот аспект Божественного Домостроительства, а верные призывались и вдохновлялись на особенное почитание Милосердия Божьего в той или иной форме, например, в форме почитания Святейшего Сердца Иисуса или в форме чтения Венчика к Божьему Милосердию, завещанного св. Фаустиной Ковальской.
В течение Великого Поста литургия особенным образом напоминала нам о Милосердии Божьем в контексте нашей слабости и греховности. Бог, как наш Отец, убедительно просил нас подобно блудному сыну вернуться к Нему с кающимся и сокрушённым сердцем, чтобы по свойственному Ему великому милосердию принять и простить нас.
А вот в сегодняшней литургии Милосердие Божье открывает нам себя по-другому. Бог Милосердный относится к нам как к новорожденным младенцам, которых Он кормит чистым словесным молоком, то есть словом Писания и Таинствами, объединяя нас тем самым в одном Мистическом Теле оживотворенном одной Душой. Нас связывают узы взаимной любви, мы оказываем друг другу помощь в общине Церкви, чем и свидетельствуем активно Милосердие Божье. Обо всём этом говорится в первом чтении сегодняшней Мессы (Деян 4,32-35).
А в евангельском чтении (Ин 20,19-31) показано, как Милосердый Бог приближается к нам как к друзьям, обращается между нами, беседует с нами, терпеливо объясняет нам непонятные для нас вещи и делает многое другое, чтобы мы не были неверующими, но стали верующими в то, что Он есть Христос, Сын Божий, и, веруя, уповали на Него и имели жизнь во имя Его.