Размышление Генерального викария Преображенской епархии о. Энтони Бранагана, CSsR, на Пепельную среду

«Изменим свою жизнь, в пепле и вретище будем поститься и плакать пред Господом, ибо велико милосердие Господа Бога нашего, Который готов простить грехи». (Первый антифон)

Пепельная Среда, начало Великого Поста, — время подготовки к Пасхе Христовой, время, в течение которого мы постараемся более решительно и усердно приближаться к Богу. Это время духовного обновления, особенно при размышлении о страданиях и смерти Иисуса за наши грехи.
В сегодняшней литургии всё поразительно ясно призывает нас ступить на этот путь и учит нас тому, что нам делать и о чём думать.
Самое главное на этом пути — покаяние:
«Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании, обратитесь к Господу Богу вашему». (Первое читение: Иоил 2,12-18).
Во вступительной молитве мы слышим: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим; в посте, плаче и рыдании обратитесь к Господу Богу вашему».
В псалме искренне и сердечно поём: «Помилуй меня, Боже, и изгладь беззакония мои, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс 50).
Возложение пепла сегодня – знак покаяния.

Покаяние – что же это? Это разъясняется на христианском сайте: «Покаяние — греческое слово метанойя. Означает перемену образа мыслей, переоценку всех ценностей. Покаяние — это внутреннее осознание виновности перед Богом и решение человека порвать с прошлой жизнью, начать новую жизнь во Христе Иисусе. Покаяние — это внутренний поворот всего существа человека к Богу, сознательный переход с широкого пути греховной жизни на узкий святой путь спасения (Мф 7:13-14). Покаяние — единственный путь для получения спасения. Это условие, требование Бога, если мы хотим спастись. Бог желает, чтобы все люди покаялись: (2 Петра 3:9)»

Покаяние включает искреннюю печаль о том, что мы своими грехами оскорбляли Бога, Отца и Спасителя нашего. Молитвы и чтения ясно объясняют, что нам необходимо смиренно осознать, в чём мы согрешили пред Богом, и затем мы призваны обратиться к Нему. Также важно придти к осознанию того, что наши грехи, даже тайные, вредят другим.

Самое важное в покаянии – сознавать изобильное милосердие и щедрость Бога в прощении: «Ты всех милуешь, Господи, и ничем не гнушаешься, что сотворил; и покрываешь грехи людей ради покаяния; и всё щадишь, потому что Ты Господь Бог наш» (Входной антифон); «Бог благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии» (Второе читение: 2 Кор 5,20 – 6,2). Он Сам привлекает нас и вдохновляет наше покаяние.
Осознать свою слабость и греховность нам необходимо, чтобы мы смогли приблизиться к Богу. Каждый человек может сказать себе: «Я слаб и способен на любой проступок, даже если до сих пор не совершал тяжких грехов». «Кто говорит, что он без греха, лжёт, и истины нет в нём», – писал Святой Иоанн. А Святой Пётр призывал: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою». Достаточно вспомнить историю Церкви: даже монахи, монахини, священники, епископы и Папы грешили, и очень серьёзно грешили. Святой Филип Нери часто говорил себе, когда слышал, что кто-то совершил тяжкий грех: «Туда иду я без Божьей милости».

Обряд посыпания головы пеплом пробуждает в нас покаянные чувства. Священник посыпает пепел на голову верного и говорит: «Помни, человек, что ты прах и в прах возвратишься» или: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Первое выражение напоминает нам, что каждый из нас умрёт, и после смерти придёт на суд Божий. Страх вечного осуждения побуждает к покаянию и предотвращает будущие грехи. Вторая фраза приглашает нас к покаянию, основанному на вере в Евангелие. Эта фраза напоминает нам, что Иисус, Сын Отца Предвечного, взял на Себя наши грехи. Он пострадал и умер на Кресте за наши грехи, потому что любит нас и хочет спасти нас. Это воспоминание пробуждает в нас любовь к Иисусу, а также боль и стыд за то, что мы нашими грехами причинили страдания и смерть нашему любимому Богу и Спасителю. И в то же время это воспоминание побуждает нас, обременённых грехами, уповать на безмерное милосердие Господа.

В Евангелии (Мф 6,1-6.16-18) Иисус говорит о необходимости творить милостыню, молитву и пост. Святые Отцы, богословы Церкви, часто отмечали, что эти три деяния особым образом вдохновляют человека на искреннее и подлинное покаяние. Но Иисус предупредил, что нам надо делать это сознательно и с упованием на Бога, а не для того, чтобы показать себя перед людьми. Иисус учит нас постоянно осознавать присутствие Бога в своей жизни.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна