Размышление Генерального викария Преображенской епархии о. Энтони Бранагана, CSsR, на 5-е воскресенье Великого Поста

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ И ПРИМИРЕНИЯ

Это Таинство прекрасно, но в то же время очень трудно. Очень стыдно нам осознать и рассказать другому человеку (священнику) нашу вину, наши слабости, наши грехи. Чтобы сделать это, надо иметь смирение, основанное на вере в то, что Иисус Милосердный, Кроткий и Смиренный приглашает нас: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Мф 11,28-30)

Только Бог может прощать грехи. Однажды, когда Иисус сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои», книжники роптали и думали, что Он богохульствовал; поэтому Иисус говорит о Себе: «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». Он — Сам Бог и желает через Свою Церковь продолжать прощать грешников. Он доверил пользование властью отпускать грехи апостольскому служению, которому вверена миссия «служения примирения» (2 Кор 5,18). Апостол послан «от имени Христа», и «Сам Бог» через Него взывает и молит: «Примиритесь с Богом» (2 Кор 5,20).

Таким образом, власть прощать грехи дана Церкви. Те, кто получил рукоположение священства — Папа, епископы и священники — может использовать эту власть, отпуская грехи от имени Иисуса и от имени Церкви. Иисус торжественно сказал Симону Петру: «Я дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет. связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16,19). То же поручение связывать и разрешать, данное Петру, дано также коллегии апостолов, соединенной с их Главою (Мф 18,18; 28,1620).

Христос установил Таинство покаяния для всех грешников, членов Его Церкви, и, прежде всего для тех, кто после Крещения впал в тяжкий грех, и таким образом потерял благодать Крещения и повредил церковное общение. Таинство Покаяния дает им новую возможность обратиться и снова обрести благодать оправдания. Отцы Церкви говорят об этом таинстве как о «второй [спасительной] дощечке после кораблекрушения, каковым является потеря блaгoдaти».

В формуле отпущения (разрешения грехов), которой пользуется Латинская Церковь, выражены основные элементы этого таинства: Отец милосердия есть источник всякого прощения. Он совершает примирение грешников через Пасху (Смерть и Воскресение) Своего Сына и дар Святого Духа посредством молитвы и служения Церкви:
Бог, Отец милосердия, смертью и воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей пусть дарует тебе прощение и мир. И я отпускаю тебе грехи во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Для того, чтобы получить прощение грехов в Таинстве покаяния, необходимо пять условий: 1. Испытание совести, 2. Искреннее сокрушение о грехах; 3.Твёрдое намерение больше не грешить; 4.Искренняя исповедь; 5. Удовлетворение за грехи.

Испытание совести: Подобает готовиться к принятию этого таинства через испытание совести, совершённое в свете слова Божия.
Сокрушение: Это «душевная боль и отвращение к совершенному греху, и твердое намерение больше не грешить в будущем». Когда сокрушение исходит из любви к Богу, любимому превыше всего, оно называется «совершенным сокрушением» (сокрушением любви — contritio). Такое сокрушение смывает обыденные грехи; оно приносит также прощение смертных грехов, если оно сопровождается твердым решением при первой же возможности прибегнуть к таинству исповеди. Сокрушение, называемое «несовершенным», также есть дар Божий, вдохновленный Духом Святым. Оно рождается от сознания уродства греха, от страха перед вечным проклятием или другими наказаниями, которым может подвергнуться грешник (сокрушение из страха).
Исповедание грехов: Исповедь священнику составляет основную часть таинства Покаяния: «Кающиеся должны в исповеди перечислить все смертные грехи, которые они сознают за собой после серьёзного испытания совести. Кто сознаёт, что он совершил смертный грех, не должен принимать Святого Причастия, даже если он испытывает великое сокрушение.
Удовлетворение: Многие грехи наносят ущерб ближнему. Нужно сделать всё возможное, чтобы возместить ущерб. Но к тому же грех ранит и ослабляет как самого грешника, так и его отношения с Богом и ближними. Отпущение снимает грех, но оно не исправляет беспорядков, вызванных грехом. Восстав от греха, грешник должен еще восстановить полностью свое духовное здоровье. Он, таким образом, должен сделать еще что-то, чтобы исправить свою вину: он должен соответствующим образом «принести удовлетворение» или «умилостивить» за свои грехи. Это «удовлетворение» называется также «епитимией».
(ККЦ 1422-1467)

Господи, Начало и Совершение нашей веры, исцели нас от неверия и умножь в нас веру.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна