Размышление Генерального викария Преображенской епархии о. Энтони Бранагана, CSsR, на 4-е воскресенье Великого Поста
Бог – наш Отец. Он любит нас как Своих детей. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1Ин 4,9). Бог хочет, чтобы мы знали и любили Его как своего Отца.
Мы доказываем свою любовь к Богу, исполняя Его волю, соблюдая Его заповеди. К сожалению, мы наследуем слабости и греховность наших прародителей, Адама и Евы. Мы склонны ко греху и совершаем грехи. «Соблазненный лукавым в самом начале истории, человек злоупотребил своей свободой. Он поддался искушению и совершил зло. Природа человека несет на себе рану первородного греха. Он стал склонен ко злу и подвержен ошибкам. Но, не смотря на это, человек сохраняет в себе желание добра» (ККЦ, 1707)
Обращение от греха к Богу требует осознания греха, оно само содержит в себе внутренний суд совести, а этот суд, будучи критерием действия Духа истины внутри человека, одновременно становится новым началом одарения человека благодатью и любовью: «Примите Духа Святого». Так, в этом осознании греха, мы открываем двойной дар: дар истины совести и дар уверенности в искуплении. Дух Истины есть Утешитель.
Грех есть проступок против истины, разума, чистой совести; это недостаток настоящей любви к Богу и ближнему из-за порочной привязанности к некоторым благам. Он ранит человеческую природу и повреждает человеческую солидарность. Он определен как «слово, действие или желание, противные вечному Закону».
Грех есть оскорбление, нанесённое Господу: «Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс 51,6).
Грех восстает против Божией любви к нам и отвращает от нее наши сердца. Как первородный грех, так и наш личный грех есть непослушание, мятеж против Бога в желании «сделаться, как боги», которые сами знают и определяют, что есть добро или зло (Быт 3,5). Грех, таким образом, есть «любовь к себе, доведенная до презрения к Богу». Это самовозвышение делает грех диаметрально противоположным послушанию Иисуса, совершившего дело спасения.
Св. Павел составил список грехов: «Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение,
волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5,19-21). Мы можем добавить сюда и подчеркнуть насущные грехи нашего времени: развод (расторжение брака), аборты, пьянство, насилие, порнография, несправедливость.
Корни греха — в сердце человека, в его свободной воле, как учит Господь: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека» (Мф 15,19)
«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1,8-9).
Литургическое время Великого Поста – время покаяния, что помогает верующим подготовиться к участию в Светлой Пасхе Христовой с чистым сердцем. Притча о блудном сыне, которую мы читаем сегодня, ясно указывает путь обращения и покаяния. Только Сердце Христа, знающего глубины любви Отчей, может приоткрыть нам бездну Его милосердия столь полным простоты и красоты образом. Осознание любви Бога к нам побуждает нас к обращению к Нему (Откр 1,6). Иисус любит нас и омывает нас от грехов наших Кровью Своею. Притча о блудном сына демонстрирует нам, как сильно Бог желает нашего обращения.
Господи, Начало и Совершение нашей веры, исцели нас от неверия и умножь в нас веру!