Процесс над Галилеем: 400 лет спустя
В Риме прошел симпозиум, посвященный четырехсотой годовщине первого процесса над Галилеем и организованный Комиссией по культуре при итальянской Палате депутатов и Папским советом по культуре. В симпозиуме приняли участие авторитетные ученые и представители Церкви, и он стал поводом для дебатов о связи между верой и наукой.
400 лет назад, 5 марта 1616 года, Конгрегация Индекса обнародовала декрет, запрещающий распространять некоторые тексты, в которых отражена гелиоцентрическая теория Коперника. Галилей был обвинен в продвижении этой концепции. Декрет Конгрегации стал предисловием к осуждению Галилея 17 лет спустя, но прежде всего он ознаменовал собой важный поворот в истории, отметил в своем докладе секретарь Папского совета по культуре монсеньор Мельхор Санчес де Тока.
Следует уточнить, что декрет был издан именно Конгрегацией Индекса, а не Священной инквизицией, как это нередко представлено в исторических трудах. Кроме того, этот декрет ошибочно представляют как запрет коперниковской гелиоцентрической теории. Однако это не соответствует действительности: Конгрегация Индекса не была наделена полномочиями для оценки какой-либо идеи на предмет ереси: это была задача Инквизиции. Конгрегация Индекса лишь определила теорию Коперника «лживой и противоречащей Священному Писанию». Она не использует слово «ересь», поскольку это не относится к ее компетенции.
Президент Папского совета по культуре монсеньор Джанфранко Равази подчеркнул, что Церковь признательна Галилею за то, что он провел различие между наукой и верой. Взаимоотношения между ними после тех событий были непростыми, но постепенно в их основу лег диалог. Различие, а не разрыв между верой и наукой – это и заслуга Галилея: «Он провел четкое различие между двумя уровнями, между двумя линиями, осознавая, что знания полиморфны. Человеческое знание направляется не только по одному руслу, каким бы благородным оно ни было».
В центре противостояния, связанного с теорией Коперника, которую воспроизвел Галилей, был не столько астрономический аспект как таковой, сколько вопрос о центральном месте человека. Это будто бы исключала гелиоцентрическая система. Смущала прежде всего идея о том, что Земля, местопребывание человека как окончательной цели сотворения мира, была как бы оттеснена со своей центральной позиции во Вселенной. Для Галилео Галилея же это означало, что природные явления следует подчинить власти математиков, оставив богословам вопросы веры и нравственности. Об этом сказал в своем выступлении итальянский философ Массимо Буччантини.
Монсеньор Луис Франсиско Ладариа Феррер, секретарь Конгрегации вероучения, посвятил свой доклад законной автономии науки. Он процитировал утверждения Второго Ватиканского собора, затронувшего эту тему в конституции Gaudium et spes.
«Да будет позволено выразить сожаление по поводу известных умонастроений, встречавшихся некогда в среде самих христиан из-за того, что автономия науки осознавалась недостаточно ясно, вследствие чего возникали споры и разногласия, и многие люди приходили к мысли о том, что вера и наука противоречат друг другу» (36).
Источник: Радио Ватикана