Проповедник Папского Дома о послушании Богу и послушании властям
После размышлений о любви и о смирении отец Раньеро Канталамесса посвятил свою очередную великопостную проповедь для Римской Курии теме послушания. Он снова отталкивался от Послания святого Павла к Римлянам: апостол утверждает, что «уплата налогов и исполнение общественного долга в целом – это не только гражданская обязанность, но и нравственный, религиозный долг», который входит в логику любви к ближнему: «Государство не является чем-то абстрактным: это сообщество людей, его составляющих».
«Если я не плачу налоги, — продолжил отец Канталамесса, — если загрязняю окружающую среду, если нарушаю правила дорожного движения, то я причиняю вред и проявляю презрение к ближнему». В основе послушания людям лежит послушание Богу: «Существует послушание, которое относится ко всем, — предстоятелям и подчиненным, монашествующим и мирянам, — и оно важнее всего, оно поддерживает и оживотворяет все другие его формы: это не послушание человека человеку, но послушание человека Богу».
Родоначальником непослушания является Адам, — отметил отец Канталамесса. Христос же – родоначальник послушания: «У истоков любого непослушания находится непослушание Богу, а у истоков любого послушания – послушание Богу». «Духовное послушание Богу, — пояснил священник, — не отвлекает от послушания видимой и институциональной власти, но, наоборот, оно обновляет его, укрепляет и оживляет». Таким образом, послушание людям становится «критерием, по которому можно судить, есть ли подлинное послушание Богу».
«Происходит в точности то же, что и с любовью. Первая заповедь – любить Бога, но ее испытательный стенд – любовь к ближнему. Тот, кто не любит своего брата, пишет святой Иоанн, как может любить Бога, Которого не видит? То же самое можно сказать о послушании: если ты не слушаешься вышестоящих, которых видишь, как можешь слушаться Бога, Которого не видишь?»
«Слушаться только тогда, когда слова начальства в точности соответствуют нашим идеям или нашим решениям, означает слушаться не Бога, а самих себя, исполнять не Божью волю, а свою волю», — отметил отец Канталамесса. «Всю жизнь, — сказал он в заключение, — можно прожить под знаком слов: вот, иду, Господи, исполнить волю Твою».
Но как быть, когда начальство требует от тебя того, что, по твоему мнению, противоречит воле Бога? «Достаточно подумать, как поступал в таких случаях Иисус, — пояснил капуцин. – Он принял на Себя послушание миру и подчинился людям, но поступив так, не отрекся от послушания Отцу, а исполнил его». Но и это правило не может быть абсолютным. «Нет нужды упоминать об обязанности воспротивиться явно безнравственным и преступным распоряжениям власти, как при режимах диктатуры. Оставаясь в религиозной сфере, воля Бога и собственная свобода могут потребовать от человека, чтобы он послушался Бога, а не людей (ср. Деян 4, 19-20). Но тот, кто встает на этот путь, должен быть готов, подобно любому истинному пророку, умереть для самого себя (а часто и физически) прежде чем увидеть свое слово исполненным. В Католической Церкви истинное пророчество всегда сопровождалось послушанием Папе, и пример тому — священники Примо Маццолари и Лоренцо Милани», — подчеркнул в заключение отец Канталамесса.