Проповедь Папы Франциска 2 октября в храме Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Баку
Слово Божие приоткрывает нам сегодня два существенных аспекта христианской жизни. Это – вера и служение. Что касается веры, то здесь мы имеем дело с двумя конкретными вопрошаниями, обращенными к Господу.
Первое вопрошание принадлежит пророку Аввакуму, умоляющего Бога вмешаться, дабы восстановить справедливость и мир, попранные человеческим насилием, ссорами и распрями. «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь?» (Авв 1,2) – вопиет пророк. Бог в ответ не вмешивается напрямую, не изменяет ситуацию мгновенным образом, не обнаруживает Свое присутствие демонстрацией силы. Скорее, Он призывает Своего визави к ожиданию, призывает его не терять надежды, и, прежде всего, обращает его внимание на значимость веры, ибо «праведный верою жить будет» (ср. Авв 2,4). И к нам Бог относится таким же образом: он не потворствует нашему желанию мгновенно и раз за разом изменять мир и других людей. Вместо этого, Он намеревается в первую очередь исцелить сердце, мое сердце, ваше сердце, сердце каждого человека… Бог изменяет мир, преобразуя наши сердца, и при этом не может обойтись без нашего участия. Господь желает, чтобы мы сами распахнули Ему двери наших сердец, чтобы Он мог войти в нашу жизнь. И этот акт открытости Ему, это доверие Ему – это и есть «победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин 5,4). Ибо когда Бог встречает открытое и доверившееся Ему сердце, тогда и Он может творить там чудеса.
Но иметь веру, живую веру, не так-то просто, и здесь мы переходим к иному прошению, с которым апостолы обращаются к Господу в Евангелии: «Умножь в нас веру» (Лк 17,6). Это – хорошее прошение, это молитва, с которой нам следует обращаться к Господу ежедневно. Но Божий ответ вызывает удивление и здесь тоже всё сводится к вопросу: «если бы вы имели веру…» Здесь перед нами Господь, призывающий нас иметь веру. Ибо вера – это, с одной стороны, Божий дар, о котором постоянно просят, а с другой стороны – то, что мы сами должны в себе взращивать. Это – не волшебная сила, нисходящая свыше; это не подаренный раз и навсегда «талант»; и это – не особая способность, полезная для решения жизненных проблем. Вера, полезная лишь для удовлетворения наших личных потребностей, останется чем-то глубоко эгоистичным, сосредоточенным исключительно на себе самом. Веру не следует идентифицировать с благополучием, с хорошим самочувствием, со способностью доставлять нашему сердцу утешение, с чем-то, что способно водворить внутри нас мир. Вера – это золотая нить, связующая нас с Господом; это чистая радость от возможности быть рядом с Ним, в единении с Ним; это дар, остающийся нашей собственностью до конца жизни, но плодоносящий только в том случае, если мы соглашаемся сыграть свою роль.
И что же это за роль? Иисус дает нам понять, что ее составляет служение. В Евангелии, сразу же вслед за высказыванием о могуществе веры, Иисус говорит о служении. Вера и служение не могут быть разделены, напротив, они тесно связаны между собой, переплетены друг с другом. Чтобы пояснить эту мысль, я прибегну к аналогии, которая должна быть особенно близка вам – к аналогии красивого ковра. Ваши ковры – это настоящие произведения искусства и за ними стоит древняя традиция. И христианское наследие, которым мы располагаем, имеет столь же глубокие корни. Это – дар, полученный нами через Церковь, дар, исходящий из Сердца Бога, нашего Отца, возжелавшего видеть в нас прекраснейший шедевр Своего дела творения и истории. Вы хорошо знаете, что при изготовлении ковра должно быть соблюдено точное соотношение утока ткани и ее основы, и только в этом случае ковер будет иметь правильный вид. Вот так и в христианской жизни: каждый ее узор должен изготавливаться тщательно и терпеливо, в точном переплетении утока и основы, в переплетении утока веры и основы служения. Если вера переплетается со служением, сердце остается открытым и молодым, и оно постоянно расширяется по мере того, как мы творим добро. И тем самым вера, как об этом свидетельствует в Евангелии Иисус, становится по-настоящему сильной и способной творить вызывающие изумление дела. Вера, следующая этим путем, созревает и приумножает свою силу, но это происходит только в том случае, если она сопрягается со служением.
Но что есть служение? Мы могли бы думать, что оно сводится к одному лишь исполнению наших обязанностей, да еще в совершении каких-то хороших поступков. Но Иисус подразумевает нечто неизмеримо большее. В сегодняшнем Евангелии Он, в очень жестких и радикальных выражениях, призывает нас к полному посвящению, к полному отданию своей жизни, без всяких своекорыстных расчетов и поисков собственной выгоды. Почему же Он настолько требователен? Потому что Он любит нас настолько, что Сам становится нашим рабом «до конца» (Ин 13,1), и приходит, чтобы «послужить и отдать жизнь» (Мк 10,45). И это происходит снова и снова, когда мы совершаем Евхаристию: Господь приближается к нам настолько, насколько мы готовы служить Ему и любить Его; Он всегда предшествует нам, Он служит нам и любит нас всегда больше, чем мы можем себе представить или чем мы этого заслуживаем. Он пожертвовал ради нас Своей жизнью. Он призывает нас подражать Ему, говоря: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин 12,26).
Итак, мы призваны к служению не для того, чтобы получить за это вознаграждение, а, скорее, для того, чтобы подражать Богу, сделавшему Самого Себя служителем нашей любви. Кроме того, мы призваны служить не время от времени, а постоянно жить в служении. Таким образом, служение – это образ жизни, фактически он идентичен христианскому образу жизни как таковому: это служение Богу в поклонении и молитве, умение быть открытым и доступным, любовь к ближнему, выраженная в практических делах, самоотверженный труд ради общего блага.
Христиан также искушают соблазны, уводящие нас прочь от пути служения и, в конечном итоге, делающие нашу жизнь бессмысленной. Здесь, опять-таки, можно отметить два вида таких соблазнов. Во-первых, есть соблазн позволить нашему сердцу стать теплым (ни холодным, ни горячим). Теплохладное сердце склонно к эгоцентризму и спокойной жизни, в которой угашается огонь любви. Такой человек живет, чтобы удовлетворять собственные пожелания комфорта, но комфорта постоянно недостаёт, а потому и удовлетворения не наступает. Постепенно такой христианин приходит к тому, что смиряется с посредственным содержанием своей жизни. Теплохладный человек отдает Богу и другим людям строго определенный «процент» своего сердца, больше всего опасаясь превысить меру и стремясь максимально экономить. Таким образом он или она могут и вовсе потерять вкус к жизни, подобно чашке превосходного чая, чей вкус, по мере того, как она остывает, становится отвратительным. Но я уверен, что вы, взирая на своих предшественников в вере, никогда не допустите, чтобы ваши сердца стали просто теплыми. И вся Церковь, проявляя к вам особое внимание, взирает на вас и предлагает вам свою поддержку: вы – малое стадо, и это так важно в глазах Господа.
Существует и другой соблазн, в который мы можем впасть не потому, что мы пассивны, а как раз потому, что мы – «гиперактивны»: это когда мы начинаем думать о себе как о великих мастерах и расходуем свою энергию только для того, чтобы что-то получить или кем-то стать. И в этом случае служение становится средством, а не целью, поскольку цель – это престиж, а потом наступает искушение властью, желание быть большим. «Но между вами да не будет так», — напоминает нам Иисус и продолжает: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф 20,26). Это и есть путь Церкви, растущей и прекрасной. Возвращаясь к образу ковра и применяя его к вашему замечательному сообществу, я говорю: каждый из вас подобен блестящей шелковой нити. Но только будучи сплетены вместе отдельные нити составляют красивую композицию, а сами по себе они совершенно бесполезны. Так будьте же всегда едины, живя скромно, в любви и радости. И да сохранит вас Господь созидающий гармонию из различий.
И да помогут нам молитвы Пречистой Девы Марии и святых, особенно святой Терезы Калькуттской, и да плодоносят они верой и служением в вашей среде. Мы повторим ее прекрасные слова, чтобы ими подвести итог нашему сегодняшнему общению: «Плод веры – это любовь. Плод любви – это служение. Плод служения – это мир» (Простой путь, Введение).
Перевод «Сибирской католической газеты»