Проповедь Папы Франциска на торжество Пресвятых Тела и Крови Христа. Площадь у Латеранской базилики, 18 июня 2017 г.
На ныне празднуемое торжество Тела Христова вновь и вновь выходит на первый план идея памяти. Моисей говорит народу: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой…, чтобы не забыл ты Господа, Бога твоего, Который питал тебя в пустыне манною» (Втор 8,2.14.16). А Иисус скажет нам: «творите это в Мое воспоминание» (1 Кор 11,24). «Хлеб живой, сошедший с небес» (Ин 6,51) есть Таинство памяти, напоминающее нам о реальной и ощутимой истории любви Бога к нам.
И сегодня Слово Божие говорит каждому из нас: «Помни!» В памятовании о деяниях Господа черпал наставления и приумножал свои силы народ, странствующий по пустыне; на памятовании о том, что Господь сделал для нас, зиждется вся наша личная история Спасения. Память столь же существенна для веры, как вода для растения. Без воды растение не может ни жить, ни плодоносить. Таким же образом не может быть веры, которая бы не черпала щедро из памяти обо всём, что Господь сделал для нас.
Помни. Память важна, ведь она позволяет нам жить в любви, исполниться разума, никогда не забывать, кто любит нас и кого мы призваны любить в свою очередь. Но на сегодняшний день эта данная нам Господом уникальная способность значительно ослаблена. Среди столь безумной активности множество людей и событий кажутся кружащимися в водовороте. Мы поспешно переворачиваем страницы, мы ищем чего-то нового, но не в силах удержать воспоминания. Оставляя наши воспоминания в прошлом и живя одним моментом, мы рискуем остаться на поверхности вещей, плыть по течению, не проникая в глубину, будучи лишенными широты взгляда, напоминающего нам, кто мы такие и куда направляемся. Тем самым вся наша жизнь становится раздробленной и внутренне инертной.
Однако же нынешнее торжество напоминает нам в этой нашей житейской раздробленности, что Господь выходит навстречу нам в любвеобильной «хрупкости», чем и является Евхаристия. В Хлебе Жизни Господь приходит к нам, чтобы стать скромной трапезой, любовно исцеляющей нашу память, раненную безумным жизненным ритмом. Евхаристия – это мемориал Божией любви. Там «совершается память Христовых страданий» (антифон к гимну Magnificat Второй Вечерни) и мы вспоминаем о Божией любви к нам, умножающей наши силы и поддерживающей нас в нашем странствии. Как раз поэтому Евхаристическое воспоминание приносит нам столько благ: это не абстрактное, холодное и поверхностное воспоминание, но живое памятование, утешающее нас Божией любовью. Евхаристия приправлена словами и делами Иисуса, она заключает в себе вкус Его Страстей, аромат Его Духа. Когда мы принимаем ее, в наших сердцах водворяется уверенность в любви Иисуса. Говоря это, я в частности имею в виду мальчиков и девочек, которые только что приступили к своему Первому Святому Причастию и присутствуют сегодня здесь в большом количестве.
Евхаристия дарит нам благодарную память, потому что делает нас способными увидеть, что мы – дети Отца, Который нас любит и питает. Она дарит нам свободную память, потому что любовь Иисуса и Его прощение исцеляют раны прошлого и утишают воспоминания о полученных и нанесенных обидах. Она дарит нам терпеливую память, потому что во всех наших испытаниях мы знаем, что Дух Иисуса пребывает в нас. Евхаристия подбадривает нас: даже на самых трудных путях мы не одиноки; Господь не забывает о нас и всякий раз, когда мы прибегаем к Нему, Он возрождает нас Своею любовью.
Евхаристия также напоминает нам, что мы – не изолированные индивидуумы, но одно тело. Подобно тому, как люди собирали в пустыне падавшую с небес манну и делились ею в своих семьях (ср. Исх 16), так и Иисус, Хлеб, сошедший с небес, призывает нас всех вместе вкушать его и делиться им друг с другом. Евхаристия – это не Таинство «для меня», это Таинство для многих, составляющих одно тело. Об этом напоминает нам святой Павел: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10,17). Евхаристия – это Таинство единства. Тот, кто ее вкушает, не может не быть строителем единства, поскольку созидание единства отныне становится элементом его или ее «духовной ДНК». Так пусть же этот Хлеб единства избавит нас от амбиций собственного превосходства над другими людьми, от ненасытного накопительства, от разжигания конфликтов и критиканства. Пусть пробудит в нас радость жить в любви, без соперничества, зависти и негодных сплетен.
Сейчас, перед лицом этой Евхаристии, давайте поклонимся Господу и возблагодарим Его за величайший из даров: живой памятник Его любви, делающий нас единым телом и приводящий нас к единству.
Перевод «Сибирской католической газеты»