Проповедь Папы Франциска на Св. Мессе в Ассизи
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф 11,25).
Мира и добра всем! С помощью этого францисканского приветствия я благодарю вас за то, что вы пришли сюда, на эту площадь, пропитанную историей и верой, чтобы помолиться вместе.
Сегодня я тоже пришел, как и множество других паломников, чтобы восславить Отца за все, что Он пожелал открыть одному из сих «младенцев», о которых говорит нам Евангелие: Франциску, сыну богатого купца из Ассизи. Встреча с Иисусом привела его к тому, что он совлек с себя легкую и беззаботную жизнь, чтобы обручиться с «Госпожой Бедностью» и жить, как истинный сын Небесного Отца. Это решение Святого Франциска представило собой радикальный способ подражания Христу: он облекся Тем, Кто, будучи богат, обнищал, чтобы сделать нас богатыми Своею нищетою (ср. 2 Кор 8, 9). На протяжении всей жизни Франциска любовь к бедным и подражание Христу и Его бедности были неразрывно связаны, как две стороны одной медали.
О чем же свидетельствует святой Франциск нам сегодня? Что он говорит, не словами, – это легко, — но своей жизнью?
1. Первое, что он говорит нам, главное, о чем он свидетельствует, заключается в следующем: что быть христианином означает иметь живую связь с личностью Иисуса, это означает облечься Им, уподобиться Ему.
Откуда начинается путь Франциска к Христу? Он начинается со взгляда Иисуса, распятого на кресте. С того, что мы позволяем Иисусу смотреть на нас в тот самый момент, когда Он отдает Свою жизнь ради нас и привлекает нас к Себе. Франциск испытал это особым образом в церкви св. Дамиано, молясь перед распятием, которому я тоже сегодня буду иметь возможность поклониться. На этом кресте Иисус изображен не мертвым, но живым! Кровь течет из его раненых рук, ног и бока, но эта кровь выражает жизнь. Глаза Иисуса не закрыты, – они открыты, широко распахнуты: этот взгляд говорит к нашему сердцу. И Распятый говорит нам не о поражении и неудаче; как ни парадоксально, Он говорит нам о смерти, которая есть жизнь, о смерти, которая порождает жизнь, потому что Он говорит нам о любви, потому что Он Сам есть воплощенная Божья Любовь, – Любовь, Которая не умирает, но побеждает зло и смерть. Когда мы позволяем распятому Иисусу смотреть на нас, мы воссоздаемся заново, становимся «новым творением». Все начинается с этого: опыт преобразующей благодати, опыт быть любимыми без всякой нашей заслуги, будучи грешниками. Вот почему святой Франциск мог сказать, как св. Павел: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал 6,14).
Мы обращаемся к тебе, Франциск, и просим тебя: научи нас оставаться перед распятым Христом, давать Ему смотреть на нас, прощать и воссоздавать Своею любовью.
2. В сегодняшнем Евангелии мы слышали эти слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11, 28-29). Это второе, о чем свидетельствует нам Франциск: что каждый, кто следует за Христом, получает истинный мир, – тот внутренний покой, который может дать только Христос, а не мир людей. Многие люди ассоциируют святого Франциска с миром, и это справедливо, но мало кто идет глубже. Что же это за мир, который Франциск получил, которым он жил, и передает нам? Это мир Христа, рождающийся из величайшей любви ко всем, – из любви Креста. Это мир, который Воскресший Иисус дал ученикам Своим, когда Он явился среди них (ср. Ин 20:19-20).
Францисканский мир не имеет ничего общего со слащавостью. Пожалуйста: такого св. Франциска не существует! И он не имеет никакого отношения к пантеистической гармонии с силами космоса… Это тоже не францисканское! Это идея, придуманная некоторыми людьми! Мир св. Франциска есть мир Христа, и его обретает тот, кто «берет на себя» Его «иго», а именно Христову заповедь: да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 13:34, 15: 12). И это иго невозможно носить с высокомерием, самонадеянностью, с гордыней, но только с кротостью и смирением сердца.
Мы обращаемся к тебе, Франциск, и просим тебя: научи нас быть «орудиями мира», – того мира, который имеет свой источник в Боге, мира, который принес нам Господь Иисус.
3. Франциск начинает свою Песнь так: «Всевышний, Всеблагий, Господь Всемогущий… да восхвалят Тебя все творения» (FF, 1820). Любовь ко всему творению, к ее гармонии! Святой из Ассизи свидетельствует о необходимости уважать все, что создал Бог, и то, как Он его создал, не экспериментируя на творении, чтобы уничтожить его, а помогая ему расти, быть прекраснее и больше походить на то, что сотворил Бог. И св. Франциск свидетельствует прежде всего об уважении ко всему, он свидетельствует о том, что каждый из нас призван беречь человека, чтобы человек находился в центре творения, на том месте, которого пожелал для нас Бог — наш Творец. Что мы должны быть не орудиями идолов, которых сами же и создаем, а орудиями гармонии и мира! Франциск был человеком гармонии, человеком мира. Из этого Града Мира я повторяю со всей силой и кротостью любви: Давайте будем беречь творение, не будем орудиями разрушения! Давайте уважать каждого человека. Положим конец вооруженным конфликтам, обагряющим землю кровью; да умолкнут орудия и пусть повсюду ненависть уступит место любви, обида – прощению, а разногласия – единству. Услышим вопль всех тех, кто плачет, страдает и умирает от насилия, терроризма или войны, на Святой Земле, столь дорогой для святого Франциска, в Сирии, на Ближнем Востоке, и во всем мире.
Мы обращаемся к тебе, Франциск, и просим тебя: испроси для нас Божий дар гармонии, мира и бережного отношения к Творению!
Наконец, я не могу забыть о том, что сегодня Италия празднует святого Франциска, как своего Покровителя. Я поздравляю всех итальянцев, в лице главы правительства, который присутствует среди нас. Знаком праздника является также традиционный жест предложения масла для вотивной лампады, – в этом году эта честь выпала региону Умбрия. Давайте молиться об Италии, дабы каждый всегда трудился на общее благо, принимая во внимание то, что нас объединяет, а не то, что разделяет.
Я присоединяюсь к молитве святого Франциска Ассизского об Италии, обо всем мире: «Молю Тебя, Господи Иисусе Христе, Отче милосердия, не призри на нашу неблагодарность, но помни всегда об изобильной милости, которую Ты явил [в этом городе], дабы он всегда был домом тех, кто знает Тебя в истине и прославляет Твое благословенное и преславное имя во веки веков. Аминь». (Зерцало совершенства, 124: FF, 1824).
(4 октября 2013 г.)
Источник: Радио Ватикана