Проповедь Папы Франциска на Мессе Вербного воскресенья. Площадь Св. Петра, 20 марта 2016 г.
«Благословен грядый во имя Господне!» (ср. Лк 19,38) – такими радостными восклицаниями приветствовали Иисуса толпы людей в Иерусалиме. И мы проявляем сегодня подобный энтузиазм: размахивая пальмовыми и оливковыми ветвями, мы возносим наши славословия и выражаем нашу радость, наше желание принять грядущего к нам Иисуса. Он, вошедший некогда в Иерусалим, желает также войти и в наши города, и в нашу жизнь. И подобно тому, как Он сделал это в Евангельском рассказе, сидя на осленке, к нам Он приходит со всем возможным смирением, но, вместе с тем, и «во имя Господне», и силой Своей Божественной любви прощает нам грехи и примиряет нас с отцом и Самим Собой.
Иисусу приятно, что народ встречает Его с таким энтузиазмом. Когда фарисеи просят Его принудить к молчанию детей и других приветствующих Его людей, Он говорит в ответ: «если они умолкнут, камни возопиют» (Лк 19,40). Ничто не могло омрачить ликования народа, приветствующего вхождение Иисуса в город. Ничто не может помешать нам обрести в Нем источник нашей радости, подлинной радости, радости непреходящей, дарящей нам мир: ведь Иисус – это единственный, вызволяющий нас из тенет греха, смерти, страха и печали.
Сегодняшняя литургия свидетельствует, что Господь спасает нас не Своим триумфальным входом или явлениями Своего чудесного могущества. Апостол Павел во втором чтении описывает путь спасения двумя глаголами: «уничижил себя» и «был послушен» (Флп 2,7-8). Эти два глагола раскрывают безмерный характер любви Бога к нам. Иисус уничижил Себя: Он не держался за славу, присущую Ему как Сыну Божию, но стал Сыном Человеческим, чтобы выказать во всём солидарность с нами, грешниками, Сам при этом оставаясь без греха. Более того, Он жил среди нас, «приняв образ раба» (Флп 2,7), не царя или вельможи, но раба. Вот таким образом Он смирил Себя, и эта бездна унижения, о которой нам свидетельствует Страстная седмица, кажется бездонной.
Первым знамением этой любви «до конца» (ср. Ин 13,1) стало умывание ног. «Господь и Учитель» (Ин 13,14) склоняется к ногам Своих учеников так, как это делали одни только рабы. Он на собственном примере демонстрирует нам, что именно мы должны сделать, чтобы и нас достигла Его склонившаяся к нам любовь. И нам не избежать этого, мы не можем сами любить, не разрешив прежде Ему полюбить нас, не пережив прежде Его поразительной нежности и не уразумев, что истинная любовь состоит в конкретном служении.
Но это только начало. Уничижение Иисуса достигает своей кульминации в Его Страстях: Его продают за тридцать сребреников, ученик, которого Он избрал и назвал Своим другом, предает Его поцелуем. Почти все прочие ученики сбежали, а Петр на храмовом дворе трижды от Него отрекся. Унижаемый насмешками, оскорблениями и плевками, Он подвергается жесточайшим физическим пыткам: удары, бичевание, увенчание терновым венцом сделали Его внешний облик неузнаваемым. Он подвергся неправедному осуждению со стороны религиозных и политических властей, был ими опозорен: Он «взял на себя грех» и «к злодеям причтен был». Пилат посылает Его к Ироду, а тот отправляет Его обратно к Римскому наместнику. Ему отказано в любой форме правосудия: Иисус на собственном опыте познал полное человеческое безразличие, когда вообще никто не захотел взять на себя ответственность за Его судьбу. И в этой связи я вспоминаю о многих людях, низвергнутых на обочину социальной жизни, просящих убежища, беженцах, за судьбу которых никто не желает брать на себя ответственность.
Толпа, которая совсем недавно приветствовала Его, теперь разражается не хвалебными воплями, а воплями обвинений, и даже требует отпустить вместо Него убийцу. Потом наступает время казни, и она применяется к Нему в предельно позорной форме, зарезервированной для предателей, рабов и самых отвратительных преступников. Но одиночество, клеветнические обвинения, физические страдания – это еще не всё, что касается Его унижения. Чтобы полностью солидаризоваться с нами, Он, в довершение ко всему, пережил на кресте опыт полнейшей богооставленности. И погрузившись в эту бездну предельного одиночества, Он молится и вверяет Себя Отцу: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23,46).
Ему, повисшему на древе креста, предстоит не только подвергнуться насмешкам, но и пройти через последнее испытание: соблазн сойти с креста, чтобы превозмочь зло силой, явив лик разгневанного, непобедимого Бога. Но Иисус даже здесь, оказавшись на грани небытия, по-прежнему являет истинный лик Божий, коим есть милосердие. Он прощает распинавших Его, распахивает райские врата перед раскаявшимся разбойником и производит неизгладимое впечатление на римского сотника. И если неисчерпаема тайна зла, то безмерна и изливаемая Им реальность любви, проникающая в могильную тьму, в ад. Он принимает на Себя все наши скорби, чтобы возместить нам их, Он возжигает свет в средоточии тьмы, дарит жизнь во глубине смерти, изводит любовь из океана ненависти.
Образ действий уничижившего самого себя ради нас Бога может показаться предельно далеким от характерного для нас образа действий: ведь нам очень трудно забыть о себе даже в самой малой степени. Бог приходит, чтобы спасти нас, а мы призваны избрать Его путь: путь служения, самоотречения, забвения себя. Так давайте же продолжим следовать по этому пути, время от времени останавливаясь в эти дни, чтобы взглянуть на Распятие – это «царское седалище Бога». Я призываю вас во всю эту неделю почаще обращать свой взор на это «царское седалище Бога», научаясь смиренной любви, спасающей и животворящей, чтобы отречься от любой формы эгоизма, от вожделений власти и славы. Смирив Себя, Иисус приглашает нас следовать за Собой. Так обратимся же к Нему и попросим Его о благодати, которая позволит нам хотя бы в малой мере проникнуть в тайну Его самоуничижения ради нас, и таким образом будем в молчании размышлять о тайне наступающей Седмицы.
Источник: ZENIT
Перевод «Сибирской католической газеты»