Проповедь Папы Франциска на Мессе в Доме Св. Марфы в понедельник 16 ноября: «Не поддаваться духу мира сего»
ноября стала критика богоборческого гуманизма разрушающего христианскую идентичность.
Исходным пунктом рассуждений Святого Отца стало чтение из Первой Книги Маккавейской, повествующее о царе Антиохе Епифане как «корне всякого греха». Он навязал Израилю языческие обычаи. Как заметил Папа Франциск, свойство корня – быть невидимым, а потому и приносимый им вред поначалу остается незамеченным, а его горькие плоды дают о себе знать значительно позднее. Весьма опрометчиво со стороны Израиля было заключать союзы с другими народами, от чего впоследствии произошло много зла.
Здесь следует выделить три момента: обмирщение, отступничество и гонения.
Обмирщение побуждает нас делать то, чего хочет от нас мир. Желая быть как все, мы легко можем eтратить собственную идентичность. Так многие израильтяне отреклись от веры и нарушили Завет с Богом. Тогда им казалось весьма разумным быть как все прочие люди, но это привело их к национальной катастрофе. «В то время царь издал декрет, повелевающий всем его подданным стать одним народом и одинаково мыслить. Обмирщение – значит все должны отказаться от своих традиций. Все народы подчинились приказу царя. Также и многие евреи согласились воздавать ему божеские почести. Кроме того, они приносили жертвы идолам и нарушали субботу. Было отступничество. Итак, обмирщение приводит к растворению в общей массе и к отступничеству. Различия не одобряются и нам не позволяют их иметь: все должны быть одинаковыми. И подобные явления мы наблюдали и в истории Церкви, и в общечеловеческой истории. Я имею в виду конкретные ситуации, когда меняют названия религиозных праздников. Так Рождество Христово называется сегодня уже иначе».
В Израиле сжигали свитки Торы, — продолжил Папа, — а если кто продолжал жить в согласии с требованиями Закона, его, согласно царскому указу, ждала смерть. Так началось гонение, спровоцированное отравленным корнем.
«Меня всегда поражало то обстоятельство, что Господь в ходе Тайной Вечери молился о единстве для Своих учеников и просил Отца избавить их от духа мира сего, от какого бы то ни было обмирщения, потому что обмирщение уничтожает идентичность. Обмирщение приводит к унификации. Начинается всё от малого корня, а заканчивается “мерзостью запустения” и гонениями. Вот в этом и заключается коварство обмирщения. И потому Иисус просил Отца на той Вечери: “Отче, не прошу, чтобы Ты забрал их из мира, но чтобы уберег их от зла”, от такой ментальности, от такого гуманизма, который тщится занять место подлинного Человека – Иисуса Христа, который приходит, чтобы отобрать у нас христианскую идентичность и заставить всех мыслить одинаково. “Все так поступают, так нам куда деваться?” Ныне, в наше время, нам следует задуматься: какова моя идентичность? Христианская она или мирская? Или я считаю себя христианином только потому, что в младенчестве был крещен или родился в христианской стране, где все – христиане?
Обмирщение, которое понемногу дает всходы и растет, обосновывает себя и начинает угрожать нам. Оно растет подобно тому горькому корню и подбрасывает соображение: “Будем поступать, как поступают все люди, не будем отличаться от них”. Оно оправдывает себя и заражает нам и отсюда происходит много зла».
Папа Франциск напомнил, что литургические чтения последних дней призывают нас остерегаться ядовитых корней отдаляющих нас от Господа. «Так помолимся же за Церковь, чтобы Господь сохранил ее от любых форм обмирщения, чтобы она всегда имела ту идентичность, какую завещал ей Иисус Христос. И чтобы мы все сохраняли идентичность, полученную в Святом Крещении, и чтобы мы не отрекались от нее, дабы стать как все, “нормальными”. Да дарует нам господь благодать, чтобы мы сберегли и сохранили нашу христианскую идентичность, не поддаваясь духу мира сего, дающему ростки, приводящему в свою пользу обоснования и заражающему нас».
Источник: Radio Vaticana