Проповедь Папы Франциска на Мессе Навечерия Рождества. 24 декабря 2018 г., собор Св. Петра

Проповедь Папы Франциска на Мессе Навечерия Рождества. 24 декабря 2018 г., собор Св. Петра

Иосиф с Марией, обрученной ему женою, пошли «в город Давидов, называемый Вифлеем» (Лк 2,4). Вот и мы этой ночью тоже отправимся в Вифлеем, чтобы проникнуть в тайну Рождества.

Название «Вифлеем» означает «Дом хлеба». В этом «Доме» Господь сегодня желает встретиться со всем человечеством. Он знает, что мы нуждаемся в пище, чтобы жить. Но Он также знает, что пища мира сего не способна насытить сердце. В Библии первородный грех человечества связывается именно с приемом пищи: наши прародители «взяли плодов его и ели», — как о том сказано в Книге Бытия (Быт 3,6). Они взяли и съели. Человечество стало жадным и ненасытным. В наши дни для многих людей смысл жизни заключается в обладании, в избытке материальных благ. Ненасытной жадностью ознаменована вся история человечества. Так обстоит дело и сегодня, когда, как это ни парадоксально, только немногие «пиршествуют блистательно», тогда как многим, слишком многим недостает даже хлеба насущного, необходимого для выживания.

Вифлеем – это ничто иное, как поворотный пункт, круто меняющий ход истории. Бог там, в «Доме хлеба», рождается в яслях. Он как бы хочет сказать: «Вот Я, Пища твоя». Он не берет что-то от нас, Он Сам дает нам поесть, причем не что-то постороннее, но Самого Себя. В Вифлееме мы открываем, что, оказывается, Бог не забирает жизнь, но дарит ее. Нам, которые с рождения привыкли принимать и вкушать, Иисус как раз и говорит: «Возьмите, вкусите, Сие есть Тело Мое» (Мф 26,26). Крошечное тельце Вифлеемского Младенца указывает нам на возможность нового образа жизни: не пожирая и не накапливая для себя, но делясь и отдавая. Бог Сам делает Себя таким маленьким, чтобы стать нашей Пищей. Питаясь Им, Хлебом жизни, мы можем возродиться в любви и разорвать спираль прогрессирующей жадности. Из «Дома хлеба» Иисус возвращает нас к себе домой, чтобы мы смогли стать Божьей семьей, братьями и сестрами для наших ближних. Стоя перед яслями, мы понимаем, что Пища жизни – это не материальные блага, а любовь; не чревоугодие, а милосердие; не показуха, а простота.

Господь знает, что мы нуждаемся в ежедневном питании. Вот почему Он предлагал Себя нам каждый день на протяжении всей Своей жизни: от яслей в Вифлееме до Сионской горницы в Иерусалиме. И сегодня, на алтаре, Он становится для нас Хлебом преломленным; Он стучится в нашу дверь, чтобы войти и вечерять нами (ср. Откр 3,20). На мы на земле принимаем Иисуса, Хлеб с небес. Это Хлеб, который никогда не черствеет, но уже теперь дает нам возможность почувствовать вкус Жизни вечной.

В Вифлееме мы убеждаемся, что жизнь Божия способна проникнуть в наши сердца и пребывать в них постоянно. Если мы благодарно принимаем этот дар, история меняет свой ход, начиная с каждого из нас. Ибо когда Иисус водворяется в нашем сердце, центром жизни становится уже не мое алчное и эгоистичное эго, а Тот, Кто рождается и живет ради любви. Сегодня ночью, когда мы услышим призыв отправиться в Вифлеем, в Дом хлеба, давайте спросим самих себя: «Что это такое, хлеб моей жизни, без которого я не могу обойтись?» Это Господь или что-то другое? Затем, когда мы входим в хлев, ощущая в атмосфере трогательной нищеты, окружающей новорожденного Младенца, новый аромат жизни, запах простоты, давайте спросим себя: действительно ли мне нужны все эти материальные блага и сложные жизненные рецепты? Могу ли я обойтись без всех этих ненужных специй и жить просто и скромно? В Вифлееме, рядом с тем местом, где лежал Иисус, мы видим людей, совершивших путешествие: Марию, Иосифа и пастухов. Иисус – это Хлеб, необходимый путешественнику. Он – не для долгих, утомительных застолий. Он, как Хлеб преломленный ради людей, побуждает нас как можно скорее встать из-за стола, чтобы тут же включиться в служение ближним. Так давайте же спросим самих себя: преломляю ли я на Рождество хлеб с теми, у кого его нет?

Рассмотрев тему Вифлеема как «Дома хлеба», давайте поразмышляем о Вифлееме как Граде Давида. В нем юный Давид был пастухом, и, как таковой, был избран Богом стать Пастырем и Вождем Его народа. И именно пастухи приветствовали на Рождество в Городе Давидовом Иисуса, пришедшего в этот мир. В ту ночь, как свидетельствует Евангелие, «они были в страхе» (Лк 2,9), но Ангел сказал им: «не бойтесь» (Лк 2,10). Сколько же раз мы слышали в Евангелии эту фразу: «Не бойся»! Складывается впечатление, что Бог постоянно повторяет ее, взыскуя нас. Это потому, что мы с самого начала, из-за совершившегося грехопадения боимся Бога. Впав в грех, Адам тут же признаётся: «Я боялся и потому скрылся» (Быт 3,10). Вифлеем есть лекарство от этого страха, ибо, несмотря на то, что человек раз за разом повторяет «нет», Бог постоянно говорит «Да». Он всегда будет «Богом-с-нами». И, чтобы Его присутствие не внушало страха, Он Сам Себя делает нежным младенцем. «Не бойтесь»: эти слова были обращены не к святым, а к пастухам, простым людям, которые в те времена, разумеется, не блистали утонченными манерами и благочестием. Сын Давидов родился среди пастухов, чтобы сообщить нам, что никто и никогда больше не будет одинок и покинут: отныне у нас есть Пастырь, способный изгнать прочь любой наш страх, любящий всех нас без исключения.

Вифлеемские пастухи, кроме того, показывают нам, как именно следует идти навстречу Господу. Они не смыкали глаз по ночам, они не спали, они делали как раз то, к чему Иисус неоднократно призывал всех нас, говоря: «бодрствуйте» (ср. Мф 25,13; Мк 13,35; Лк 21,36). Они бодрствуют, они бдят во тьме, и тогда вокруг воссиевает свет Божий (Лк 2,9). Это всё касается и нас. Наша жизнь может быть отмечена ожиданием, кое средь тьмы наших проблем уповает на Господа и жаждет Его пришествия; тогда-то мы и получим Его жизнь. Или же наша жизнь может характеризоваться желанием, для которого значимы лишь собственные силы и способности, и тогда наше сердце так и останется герметичным по отношению к Божию свету.  Господу угодно, чтобы Его ожидали, а ожидать, лежа на диване и дремля, невозможно. Между тем, пастухи сразу же отправились в путь: сообщается, что они «поспешили» (Лк 2, 16). Они не просто стоят на месте, полагая, что они уже пришли и делать больше ничего не нужно.  Нет, они пускаются в путь, притом оставляя без присмотра свои стада. Для Бога они готовы рисковать. И, увидев Иисуса, они тут же отправляются возвещать всем о Его рождении, отнюдь не будучи мастерами слова. Однако же «все слышавшие были поражены тем, что сказали им пастухи» (Лк 2,18).

Видеть, идти, рисковать, рассказывать о красоте – всё это ничто иное, как проявления любви. Пастырь Добрый, в Рождестве Своем пришедший в мир, чтобы посвятить Свою жизнь овцам, позднее, на Пасху, задаст Петру, а через него и всем нам, самый главный вопрос: «Любишь ли ты Меня?» (Ин 21,15). Будущее стада будет зависеть от того, каким станет ответ на этот вопрос. Сегодняшней ночью нам также предложено ответить Иисусу: «Я люблю тебя». И личный ответ каждой из овец важен для всего стада в целом.

«Пойдем в Вифлеем» (Лк 2,15). С этими словами пастухи отправились в путь. И мы, Господи, тоже хотим отправиться в Вифлеем. И дорога по-прежнему ведет нас в гору: нам следует преодолеть вершины собственного эгоизма, не теряя при этом опоры и не скатываясь в обмирщенное и потребительское.

Я хочу прийти в Вифлеем, Господи, потому что именно там Ты ожидаешь меня. Я хочу как следует уяснить, что Ты, возлежащий в яслях, и есть Хлеб моей жизни. Мне нужен нежный аромат Твоей любви, чтобы я, в свою очередь, мог стать преломляемым для мира хлебом. Так взвали же меня на плечи, о Пастырь Добрый; будучи возлюблен Тобой, я смогу возлюбить всех своих братьев и сестер, смогу взять их за руку. Рождество по-настоящему наступит тогда, когда я смогу сказать Тебе: «Господи, Ты знаешь всё; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин 21,17).

Перевод «Сибирской католической газеты»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна