Проповедь настоятеля Преображенского кафедрального собора в Новосибирске о. Дариуша Зайонца на 5-е рядовое воскресенье

Год A Мф 5,13-16 «Вы – соль земли. Вы – свет миру»

Символика соли на языке Библии главным образом указывает на дружбу, союз, солидарность. На Древнем Востоке заключали «договор соли», с которым был связан неразрывный союз. У евангелиста Марка приводятся слова Иисуса, призывающего приправить свои взаимные отношения солью любви: «Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем же вы её приправите? Имейте в себе соль и мир имейте между собою» (Мк 9,50).
Соль – это символ жизни. На Востоке существует обычай натирать солью новорожденного младенца, чтобы сделать его более сильным и жизнеспособным, отогнать от него злых духов. Соль, добавленная к пищевым продуктам, предохраняет их от порчи и гниения.
Соль – это также символ мудрости. Отзываясь о чьих-то речах, как о пустых, мы называем их «пресными». Добавить же в свою речь «соль» понимания, вдумчивости, сочувствия, значит показать себя человеком, способным дать дельный совет, поддержать ближнего, укрепить и исправить его.
Но соль несёт в себе и нечто негативное: сама по себе она не годится в пищу, солёная вода не утоляет жажды, посыпанные солью раны воспаляются. По этой причине у древних греков и римлян был обычай посыпать солью руины захваченных городов: это означало, что данный город никогда не возродится.
Соль – это элемент, занимающий на первый взгляд незначительное место в нашей жизни, но которому, по свидетельству Библии, отводится заметная роль. Соль привносит в жизнь «вкус» понимания и мудрости, любви и очищения, тепла и свидетельства…

Так к чему же призывает нас сегодня Господь?
Христианин призван стать «солью» того общества, в котором он живёт: он придаёт ему «вкус» и предохраняет от разложения, неведения, порчи. Он делает это влиянием собственного примера. Настоящий христианин должен иметь мужество вести себя иначе, нежели те люди, которые не знают Христа и Его Евангелия. Принять крещение, согласно учению апостола Павла, – это и значит совлечь с себя ветхого человека и облечься в нового. И совесть у христианина должна быть особенно чуткой, поскольку существует реальная опасность утратить собственную христианскую идентичность, силу, тождественность.
В этом случае наша религиозность обречена стать фрагментарной, сводясь к традиции, детским воспоминаниям, «религиозным рефлексам» или соблюдению обрядов по настоянию жены, родителей или окружения. Но исчезает жизнь по вере. И тогда христианин перестаёт быть «солью», он не свидетельствует своей жизнью об уповании на Христа. Его поведение служит оправданием для тех, кто не собирается присоединяться к Церкви, к ученикам Христа. Иисус Христос предсказывает страшную судьбу такой «соли»: «она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям».
Но Иисус обращает к нам и ещё один вызов, на этот раз используя символику света: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного». Это мы ответственны за явление Бога миру. И делать это нужно не столько словами, сколько жизнью, свидетельствующей о том, что мы принадлежим Богу, что Ему и только Ему отдано наше сердце. Наша бескорыстная, мудрая, открытая каждому человеку жизненная позиция должна повергать мир в изумление.

Господь адресует нам призыв стать «солью» и «светом». Он говорит об этом после провозглашения заповедей блаженства. Если мы – «нищие для Бога», кроткие, жаждущие правды, чистые сердцем, милостивые, бесстрашные в свидетельстве об истине, то мы – воистину «соль» и «свет» Божьи.
Однажды один больной раком человек сказал священнику: «Я люблю Вас слушать, поскольку Вы заставляете меня задуматься о Боге. Но вот когда за мной ухаживает сестра-монахиня, я ощущаю, что Бог меня любит».
Бога можно возвещать двояким образом: словом и примером. Иисус сегодня явно отдаёт предпочтение второму: «чтобы они видели ваши добрые дела». Здесь мы вспоминаем о братской любви. Нежная, а вместе с тем исполненная мужества любовь способна привлечь людские сердца к Богу. Героическое упование на Бога производит впечатление на окружающих. «Если кто-то так сильно уповает на Бога и готов на столь великие жертвы ради Него, то наверное в вере есть нечто стоящее», — подумают они.

Свидетельствовать о Боге и «быть светом» можно многими путями. Я – «свет», если я говорю правду не взирая на возможные последствия для себя лично. Я – «свет», когда делюсь с другими радостными переживаниями, полученными во время молитвы. Я –«свет», когда борюсь с рассеянностью во время Мессы, когда не допускаю «автоматизма» при чтении молитв, концентрируясь на своих отношениях с Богом, на своих мыслях, словах и жестах.
Но может ли быть «светом» такая мама-христианка, которая на вопрос своего маленького сына: «каким образом Дева Мария родила ребёнка?», раздражённо отвечает: «Давай ешь, и не приставай ко мне…»? Вряд ли в её ответе есть хоть толика света.
Мы становимся «светом» тогда и настолько, насколько мы «проникнуты Иисусом», насколько наши мысли и чувства – это Его мысли и чувства в нас. Мы – в той мере «свет», в какой в нас воплотился Иисус.

А в заключение – еще один пример из жизни. Диалог между воспитателем и воспитанниками интерната в Польше времён коммунизма.
— Ты прекрасно понимаешь, в чём дело. Почему ты не снимешь крестик? Я тоже верю в Бога и я – с вами, но… Ты должен слушаться воспитателей, потому что иначе у нас будут неприятности. Пойми меня.
Расстались молча.
После обеда к мальчикам снова пришёл воспитатель и продолжил уговоры:
— Поймите, я тоже католик и уважаю религиозные символы. Но вы должны понять, у меня такая работа…
Мальчики молчали, а воспитатель настаивал:
— На меня давит руководство. Так что выбирайте: или крестик на шее, или интернат.
Спустя минуту Томаш ответил:
— Собственно, мы уже выбрали…
— Это хорошо, — сказал воспитатель и вышел.
Через час мальчики подошли к директору и отдали ему ключи от комнаты. Они покинули интернат, хотя теперь им пришлось добираться в школу издалека, теряя два с половиной часа на дорогу.
Томаш был тихим скромным мальчиком. Таким он и остался, однако теперь сверстники стали смотреть на него как на героя, а он испытывал радость и удовлетворение.

Невыветрившаяся, не потерявшая силы соль способна «осолить» окружающих, тронуть их свидетельством добра. Так станем же такой «солью» и таким «светом»! Аминь.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна