Проповедь администратора Преображенского кафедрального собора о. Дариуша Зайонца на Первое воскресенье Адвента

Время Адвента, которое начинается в сегодняшнее воскресенье, запечатлено призывом, постоянно слышимым в Литургии этих дней: «бодрствуйте!» Бодрствование в данном случае имеет совершенно иной смысл, нежели бодрствование в мирском смысле. Мир и стремится к мирским целям, и движется в колее общепринятых привычек: люди едят, пьют, женятся и выходят замуж, трудятся в поле и мелют на жерновах. Не без причины апостол Павел призывает: «Так поступайте, зная время… Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света…, будем вести себя благочинно». Этот призыв – не пустые слова, не набожная болтовня, не имеющая значения. Время Адвента есть время ожидания, время бодрствования и готовности встретить грядущего Иисуса Христа. В сущности, вся жизнь христианина – это , время осознанного ожидания пришествия Господня.

Сегодняшний фрагмент Евангелия (Мф 24,37-44) повествует о знамениях, указывающих на близость конца света и суда. Здесь можно выделить две тематические части: «дни Ноя» и «второе пришествие Христа» (по-гречески – «парусия»). Время перед вторым пришествием сравнивается с временем перед наступлением Великого потопа. Представлена картина повседневной, заурядной жизни. Евангелие не упоминает о растлении нравов, грехах, которыми была отмечена жизнь человечества перед Потопом. Ударение падает на обычные будничные заботы: стремление обеспечить материальное благополучие, пропитание, заключение браков… Люди, поглощенные будничными делами, не учитывали перспективы конца, не готовились к этому моменту. Та же картина будет во время второго пришествия Иисуса Христа. Люди будут поглощены ежедневными делами, важными и не очень, и не будут задумываться о конце света. Поэтому появление Сына Человеческого во славе станет для них полной неожиданностью.

У допотопного человечества имелось отчетливое знамение, исполняющее функцию предостережения: строительство Ноева ковчега. Люди не задавались вопросом, что может значить эта деятельность Ноя, не искали указаний в случающихся происшествиях и фактах. Возможно, они смотрели на дело строительства ковчега с насмешкой и считали его бессмысленным занятием. Их забота о будущем замыкалась в горизонте исключительно мирских дел. Ной тоже размышлял о будущем, но размышлял глубже и смотрел дальше. Вслушиваясь в глас Божий, он осознал, что призван строить ковчег, дабы спастись от вод потопа. Именно в этом контексте становятся понятными слова Иисуса о том, что «один берется, а другой оставляется».

Иисус иллюстрирует эти слова примерами из жизни, вводя образы людей, трудящихся в поле и мелющих на жерновах. Работа в поле была типично мужским занятием, а домашние труды, включая и приготовление муки на жерновах, относились к женским обязанностям. Обычно на жерновах мололи две женщины. Иисус, приводя этот пример, хочет подчеркнуть, что Он явится, чтобы призвать и забрать с Собой людей совершенно неожиданно, среди «серой повседневности», когда все будут заниматься обычными трудами.

Но почему «один будет взят, а другой – оставлен»? Хотя все люди исполняют одну и ту же работу, но не одинаково их отношение к Богу, что и имеет в глазах Господа решающее значение. Если человек в своей жизни рассчитывает лишь на собственные силы, борется лишь за реализацию своих планов, не хочет иметь с Богом ничего общего, то он и не будет взят Богом, а значит, не будет спасен. Ведь ад – ничто иное, как пренебрежение Божией любовью, последствия которого – трагическое одиночество, для которого человек вовсе не создан. Образ «неугасающего огня» указывает на тоску по любви, которую ранее отвергли, а образ «плача и скрежета зубовного» иллюстрирует претензии грешника к самому себе: как это я довел себя до такого состояния!? Зато если человек проживает свою жизнь вместе с Богом, в личных отношениях с Ним, всегда следует Божьей воле, постоянно «имеет в уме Бога», т.е. «бодрствует», он войдет в обители вечного блаженства. Иисус говорит о двух принципиальных жизненных позициях: один духовно «спит», другой – «бодрствует». Для христианской жизни важно не столько, что именно мы делаем, сколько как мы это делаем, с какими намерениями, исходя их каких убеждений, в каком отношении к Богу…

А поскольку возвращение Господа будет совершенно неожиданным, среди будничных занятий, естественным становится и призыв: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет».

Этимологически «бодрствовать» значит «не спать». «Бодрствующие» люди – это люди верующие, пробужденные, уповающие на Бога и послушные Ему. Словом «бодрствование» описывается их образ мышления. Бодрствовать – значит размышлять о Божьих замыслах, обдумывать их, искать путей их реализации, концентрироваться на самом главном, на том, что действительно важно.

Свою проповедь на тему второго пришествия Иисус заканчивает притчей о хозяине дома и воре. Никто из людей, зная, что ночью в их дом может наведаться вор, не позволит себе уснуть, а постарается бодрствовать. Однако между героем притчи и христианином есть и существенное различие. Хозяин дома не знает, придет ли вор, а христианин знает, что Господь непременно придет: ведь Он ясно сказал, что второе пришествие будет, хотя и не назвал точных его сроков. Поэтому христианину следует вести себя подобно благоразумному домовладельцу: бодрствовать всё время, пока продолжается ожидание. Но это радостное бодрствование – бодрствование в предвкушении встречи с Женихом.

В Своей притче Иисус подчеркивает: успех вору обеспечивают ночная тьма и внезапность нападения. Но если хозяин дома предупрежден о нападении заранее, он не позволит застигнуть себя врасплох. Бог приходит в индивидуальную историю нашей жизни неожиданным и таинственным образом: может быть, через какие-то происшествия, через полученный нами опыт или через людей, встреченных на нашем жизненном пути. Тогда «бодрствовать» – значит иметь острое духовное зрение, которое позволит распознать присутствие Бога в нашей жизни. Бодрствовать также значит иметь острый духовный слух, чтобы слышать, как Господь обращается к нам в суете повседневности. Иисус приходит к нам ежедневно, но особым образом Он явится в конце истории – нашей личной земной истории и истории всего мира – и будет это неожиданно, как по времени, так и по форме. Но если основанная цель взломщика – вломиться в дом и унести из него всё самое ценное, то Иисус – полная противоположность вору. Сам о Себе он сказал так: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10,10). Иисус приходит не для того, чтобы грабить, а для того, чтобы одаривать. Он не вламывается в чью-либо жизнь, а скромно стоит у дверей и тихонько стучит. А вот если Его пригласят, входит в дом и оставляет там ценные подарки. Он наполняет жизнь человека смыслом – всем, ради чего стоит жить: любовью, миром, уверенностью в будущем, безопасностью, свободой… Бодрствовать нужно за тем, чтобы не растерять этих сокровищ, подаренных нам Иисусом, в том числе и самых ценных из них, которыми являются вера и любовь.

Но не усыпил ли я своей бдительности как будничными заботами, так и, главным образом, грехами: высокомерием, самомнением, упрямством, равнодушием, пренебрежением к своим обязанностям? Время Адвента призвано напомнить нам о желательности такого духовного состояния, в котором я постоянно ЖДУ и БОДРСТВУЮ!!! Но на самом ли деле я жду ПРИШЕСТВИЯ ГОСПОДА?

28.11.2010 г.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна