Пресс-конференция в Риме о литургии

Ослабление веры в Бога, рост эгоизма и снижение числа людей, посещающих Мессу, во многих частях света можно в значительной степени объяснить тем, что не совершается благоговейно и в соответствии с правилами Церкви, считают два ватиканских кардинала и консультант Конгрегации вероучения. «Если мы в своем заблуждении полагаем, будто сами являемся центром литургии, Месса приведет нас к утрате веры», – заявили американский кардинал Рэймонд Лео Бёрк, префект Верховного Трибунала Апостольской Сигнатуры, и испанский кардинал Антонио Каньисарес Льовера, префект Конгрегации Богослужения и дисциплины таинств, во время пресс-конференции 4 марта в Риме, посвященной презентации новой книги. Эта книга, опубликованная на итальянском языке, написана о. Никола Буксом, являющимся консультантом Конгрегации вероучения, Конгрегации по канонизации святых и Службы папских литургических церемоний. Озаглавлена она «Как ходить на Мессу и не потерять веру». Кардинал Бёрк сказал собравшимся на презентацию, что он согласен с утверждением о. Букса о том, что «литургические злоупотребления ведут к серьезному повреждению веры католиков». К сожалению, очень многие священники и епископы рассматривают нарушение литургических норм как нечто незначительное, тогда как на самом деле это «серьезное злоупотребление», считает кардинал.

В своей книге, являющейся своего рода руководством, как католику выжить на современных Мессах, о. Никола Букс выступает против антропологического подхода к литургии. Низведение Бога на собственный уровень, редуцирование его к категориям зримости и понятности, означает превращение литургии в идолопоклонство, утверждает священник.
Участвовать сегодня в Мессе означает возможность столкнуться с самыми причудливыми формами литургии, со священниками, рассуждающими об экономике, политике и социологии, «лепящими» проповеди, из которых исчезает Бог. Повсюду распространяются очерки о литургической антропологии, так что к этому измерению сводятся даже сами знаки таинств, «которые уже предпочитают называть символами».
Всякий считает себя вправе провозглашать и практиковать литургию в стиле «сделай сам», так что сегодня можно встретить, например, популярных католических политиков, которые, считая себя «взрослыми людьми», высказывают идеи о Церкви и морали, противоречащие вероучению. Среди тех, кто открыл путь к подобным переменам, дон Букс вспоминает Карла Ранера, который после Собора критиковал господствовавшие тогда теологические взгляды, демонстрировавшие, по его мнению, отсутствие внимания к реальности человека. Немецкий иезуит, напротив, утверждал, что всякое высказывание о Боге проистекает из вопрошания человека о самом себе. Вследствие этого, задачей богословия становится разговор о человеке и его спасении, постановка вопроса о человеке в мире. Это способ богословствования, который, с печальной очевидностью, смог породить заблуждения, наиболее вопиющим из которых является способ понимания таинства, которое более не понимается как происходящее свыше, от Бога, но как участие в чем-то, чем христианин уже обладает. Хёйслинг в результате приходит к выводу, что в таинствах человек более не участвует в чем-то, что необходимо для его спасения.

Подобному «сакраментологическому» тезису и, одновременно, искажению литургии отвечает Йозеф Ратцингер на самой обложке издания «Богословия литургии» в своем полном собрании сочинений: «Отношением к литургии определяется судьба веры и Церкви».
О. Букс отвечает тем, кто критикует Бенедикта XVI, обвиняя его в предательстве духа II Ватиканского собора. Напротив, утверждает богослов, официальные документы Собора отвергаются именно теми людьми, главным образом, епископами и священниками, которые уродуют литургию «искажениями на грани допустимого».
В завершение автор книги формулирует одно предложение и одно предупреждение. Первое – это предложение возрождать римскую литургию, «устремляя взор в будущее Церкви, в центре которой стоит крест Христов, как в центре алтаря: Он, Первосвященник, к Которому Церковь обращает свой взор сегодня, так же как вчера и всегда». Второе – это недвусмысленное предупреждение о. Букса: «Если мы верим, что Папа унаследовал ключи святого Петра, то всякий, не оказывающий ему послушания, не войдет в Рай».

Источник: Presbyter.ru

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна