Предопределение или предвидение?

Предопределение или предвидение?

ВОПРОС:

Раз Бог знает все (то есть знает все, что мы сделали и что еще сделаем), значит, наша участь предопределена? Если Бог уже знает, кто спасется, кто обратится, как мы поведем себя в определенных ситуациях, зачем вообще продолжать мир? Зачем Бог создает тех людей, которые, как Ему известно, пойдут в ад?

ОТВЕТ:

Этот вопрос касается предвидения Бога и свободы человека.

Во-первых, предвидение Бога, то есть тот факт, что Он знает все, не означает предопределения. Например, если мы сумеем узнать или прочитать будущее другого человека, это вовсе не означает, что мы лишаем его свободы.

Иногда, даже не обладая какими-то особыми дарованиями, мы можем предвидеть, можем сказать, к чему приведут определенные предпосылки. Это не значит иметь власть над свободой другого человека. Речь идет о простом прогнозе, сделанном на основе нашего опыта.

Когда мы говорим о Боге, то нужно заметить, во-первых, что Его предвидение является совершенным, всецелым. Он знает, к чему приведут различные проявления свободы. «Бог больше сердца нашего и знает все», — говорит святой Иоанн в Первом послании (3,20).

В истории многие отрицали, что у Бога есть власть предвидеть события, связанные со свободой человека. Другие же, наоборот, веря в предвидение Бога, отрицали свободу человека.

Согласно католическому вероучению, Бог знает заранее наши свободные действия, поскольку они произойдут в будущем. Но нельзя заявлять, что они произойдут именно потому, что Бог знал о них заранее.

Св. Августин рассуждает следующим образом: как наша память не наделяет необходимостью события прошлого, точно так же Божественное предвидение не наделяет необходимостью события будущего.

Бог знает не только будущее, связанное со свободой человека, то есть возможные события. Он знает также те события, которые могли бы произойти, если бы люди приняли иные решения. В Ветхом Завете мы сталкиваемся с преждевременной смертью некоторых людей, смерть которых Бог допускает, пока не развратилось их сердце. Вот как это объясняется в книге Премудрости Соломона: «Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его» (4,19-11).

В Новом Завете Иисус говорит, что Тир и Сидон обратились бы благодаря Его чудесам, если бы Он осуществил их в этих городах: «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись!» — восклицает Иисус в Евангелии от Матфея (11,21-22).

Таким образом, католическое вероучение утверждает и Божественное предвидение, и человеческую свободу.

Перейдем ко второй части вопроса: почему Бог создает тех людей, которые, как Он знает, пойдут в ад?

Изобретатель автомобиля знал уже заранее: если кто-то будет использовать машину неправильно, то она станет причиной гибели множества невинных людей. Можно ли считать изобретателя автомобиля ответственным за все автокатастрофы? Разумеется, нет.

То же самое можно сказать и о Создателе. И еще: несомненно, многие люди довольны тем, что они живут, причем до такой степени, что они желают передавать жизнь другим существам, — чтобы и другие имели возможность жить. Так что же — Бог не должен был создавать кого-то из нас, зная, что кто-то использует свою жизнь во зло? Не должен был создавать ангелов, не должен был желать, чтобы они были счастливы в вечности, — только потому, что некоторые по своей собственной вине отвергнут Его и предпочтут стать демонами?

Получается, что Бог не должен был создавать нас с вами, желая нам вечного счастья и общения с Ним, желая нам неслыханного наслаждения в раю, — только лишь потому, что кто-то вместо рая выберет ад.

Разве не должны были быть созданы мы с вами ради великого и изумительного замысла, который сделает счастливым в вечности нас с вами и многих других?

На вечный вопрос о том, зачем Бог нас создал, если Он знал, что мы согрешим, святой Августин отвечает так: «Будучи всецело благим, Бог ни в коем случае не мог бы позволить, чтобы в Его творениях было зло, если бы Он не имел столько силы и благости, чтобы извлекать добро даже из зла». Тот же Августин пишет: «Бог умеет употреблять во благо не только благие вещи, но и дурные». А святой Фома Аквинский, в свою очередь, утверждал: «К благости Бога относится то, что Он допускает зло, из которого извлекает добро».

Нам пока не дано знать обо всем том благе, которое Бог извлекает. В этом мире мы видим преимущественно непосредственные эффекты зла. Но кое-что очень важное об этом было нам открыто: «Из самого большого нравственного зла, какое когда-либо совершалось, — отвержения и казни Сына Божия, — причиненного грехами всех людей, Бог ?преизобилием благодати? Своей извлек величайшее благо — прославление Христа и наше искупление», — читаем в Катехизисе Католической Церкви (312).

Вот почему в литургии Великой субботы Церковь возвещает словами святого Амвросия: «О счастливая вина, заслужившая столь славного искупителя!».

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна