Проанализированы еще два документа, иллюстрирующие позицию Пия XII во время 2-ой мировой войны

Пий XIIЕще два документа, иллюстрирующие отношение Папы Пия XII к Третьему рейху и Холокосту, добавили мало нового к облику «молчащего Папы». Однако историки приводят вполне основательные аргументы в пользу разумности его «молчания».

Ватиканская газета Оссерваторе Романо сообщила сегодня об исследованиях итальянского ученого Джузеппе Касаррубеа, проанализировавшего два документа, обнаруженные в английском архиве.

Первый представленный Касаррубеа документ представляет собой краткое сообщение о встрече Пия XII с американским дипломатом Гарольдом Титтменом, датированное 19 октября 1943 г. Эта встреча состоялась только три дня спустя после депортации римских евреев, но в документе нет упоминаний об этой трагедии.

Вместе с тем, это «молчание Папы», скорее, свидетельствует о желании Святого Отца сохранить мир в «вечном городе». Кардинал Акилле Сильвестрини, бывший префект Конгрегации Восточных Церквей, который работал в дипломатической службе Пия XII в 1953 г., заявил в своем интервью итальянской газете Ла Стампа, что хотя Папа не поднял свой голос в связи с депортацией евреев, он посвятил себя конкретным действиям. В этом интервью, которое было процитировано в Оссерваторе Романо, кардинал отметил, что любая открытая акция Святого Отца в пользу евреев тут же привела бы к резкому обострению его отношений с немцами. Понтифик был озабочен тем, чтобы немецкие войска, находившиеся в Риме, не проявляли агрессии, относились с уважением к священному статусу «вечного города».

«Всё это отнюдь не было выбором против евреев. Как раз наоборот. Только следование правилам благоразумия позволяло реально спасать как евреев, так и других преследуемых. В то же время любой жест протеста или открытого несогласия на самом деле был бы контрпродуктивен», — говорится в опубликованной в Оссерваторе Романо статье.

«Между тем, Папа мобилизовал католические приходы и церковные учреждения, побуждая их укрывать как можно большее число евреев. В этих условиях его явный протест причинил бы больше вреда, чем пользы», — отметил Сильвестрини. По словам кардинала, был прекрасно осведомлен о положении дел в Германии: ведь он был посланником в Мюнхене и Берлине с 1917 по 1929 г. А потому нацизм был известен ему не понаслышке.

Другой документ – это письмо от 10 ноября 1944 г., в котором упоминается диалог между Пием XII и английским послом Фрэнсисом Д’Арки Осборном по поводу недавних массовых убийств евреев в Венгрии. Осборн желал предать случившееся огласке. В ответ Святой Отец заметил, что в Апостольскую Столицу непрерывным потоком идут сообщения о сталинских зверствах в Прибалтике и Польше. Однако в этом случае посол рекомендовал хранить молчание, чтобы не волновать общественное мнение западных держав, находившихся в то время в союзе со Сталиным. В итоге, Пий XII предпочел благоразумно промолчать в обоих случаях.

В этой связи Сильвестрини пояснил, что Святой Отец помнил о том, что недавно произошло в Голландии, и не хотел, чтобы подобные вещи повторились (Ред.: В Голландии депортации с целью последующего уничтожения подверглись евреи, не исповедующие христианства. Католический епископат этой страны выступил с решительным протестом. В итоге, размах антиеврейских репрессий не только не уменьшился, но увеличился: теперь уничтожению подлежали и евреи, принявшие христианство). Епископат Голландии выступил с посланием, в котором осуждались «жестокие и беззаконные меры против евреев». Оно было зачитано публично во всех католических храмах этой страны в июле 1942 г. Намерения его авторов были самыми благородными, а вот последствия их акции – самыми пагубными. Как раз в той стране, в которой священники публично осудили преследование евреев и сделали это в наиболее резкой форме, масштабы гонений были большими, чем где-либо еще в Западной Европе. «Перед лицом Шоа хранили молчание все партнеры по антигитлеровской коалиции. Почему же теперь один только Пий XII привлечен к ответу, в то время как об остальных не вспоминают?» — подвел итог кардинал Сильвестрини.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна