Почему первый человек согрешил несмотря на то, что был счастлив и реализован?
Как могло случиться, что Адам, совершенный человек, который до грехопадения был полностью счастливым и реализованным, совершил ошибку?
ОТВЕТ:
Сотворенный Богом человек действительно совершенен, при этом он обладал также разумом и волей. Он был совершенен как по природе, так и по благодати. Но Творец наделил человека и свободой для того, чтобы человек сам мог сотворить свой духовный облик. В этом смысле можно сказать, что Творец создал человека так, чтобы тот мог стать еще более совершенным, совершенствоваться с помощью Божьей благодати.
Но свобода подразумевает и возможность ошибки. Без этой возможности свобода не могла бы быть полной. Это свобода совершенствоваться, равно как и свобода оступиться. Такую же свободу Бог даровал ангелам, и некоторые из них не использовали ее во благо и стали демонами.
Как же так получилось, что человек, видевший бесконечную благодать Бога и бескорыстие Его дружбы, все-таки использовал свою свободу для совершения зла? Ведь в человеке отсутствовала какая-либо склонность ко злу, присущая всем людям, отмеченным первородным грехом.
Священное Писание рассказывает о пагубном присутствии змея, искушавшего человека. Человек же обладал всеми средствами, необходимыми для противостояния этому соблазну. Однако он не устоял. Такая возможность была предусмотрена даром свободы. Бог допустил это грехопадение в виду еще большего блага и еще большего совершенства, связанных с Искуплением. Это великая тайна: с Искуплением Христовым человек обрел способность не только освящаться, но и освящать, благословлять, нести спасение другим людям. Благодаря Искуплению человек обрел возможность достичь еще большего духовного совершенства. Св. Фома Аквинский пишет в «Сумме теологии»: «Сказано Августином: ?Господь, который в высочайшей степени благ, никоим образом не позволил бы, чтобы в Его делах было хоть сколько-нибудь зла, если бы не был так всемогущ, чтобы и зло обратить в добро?. Таково одно из проявлений бесконечной благости Господней, что Он попускает существовать и злу дабы и его обращать во благо».
Разумеется, грехопадение человека и Искупление – это великая тайна, которой нам сейчас раскрыть не дано. Не случайно апостол Павел говорит о «тайне беззакония».
Источник: Радио Ватикана