Первомайская беатификация: блаженным станет Кароль Войтыла, но не его понтификат
В преддверии предстоящей 1 мая с.г. беатификации Иоанна Павла II высказывается много различных мнений относительно этого события, а прежде всего – относительно монументальной фигуры первого в истории Папы-славянина. Вот и известный ватиканист Паоло Родари опубликовал в своем блоге любопытную статью, озаглавленную «Блаженный Кароль восходит на алтари, Иоанн Павел II может подождать. Префект Конгрегации по канонизации святых утверждает, что признаны „добродетели“, а не „значение понтификата“».
По мере приближения даты беатификации Иоанна Павла II (1 мая), ватиканские круги стремятся донести до внешнего мира следующую мысль: беатифицируется Кароль Войтыла, а не его понтификат. Это различие, на которое несколько часов назад указал даже кардинал-салезианец Анджело Амато, префект Конгрегации по канонизации святых, во время встречи, проходившей в университете Святого Креста: «Процесс беатификации завершился не благодаря воздействию, которое оказал этот понтификат на историю Церкви, но благодаря добродетелям веры, надежды и любви, которые были характерны для жизни Войтылы». Более того, даже намерение Папы Бенедикта XVI – который 3 мая 2005 года призвал тогдашнего викария Рима кардинала Камилло Руини открыть епархиальный этап процесса без соблюдения пятилетнего срока, который обычно должен пройти после смерти кандидата – было ничем иным, как ответом на мощное требование верующих, желавших, чтобы Войтыла стал святым немедленно.
Что же касается понтификата и его проблем, на это потребовалось бы более продолжительное время. Настолько, что, в конце концов, понтификат Ратцингера может рассматриваться именно таким образом, а именно – как попытка навести порядок в определенном беспорядке, оставленном его предшественником.
Споров вокруг понтификата немало. Некоторые из них происходят из среды римской курии. Известно, что некоторые кардиналы не стали свидетельствовать на процессе. Кардинал Карло Мария Мартини, например, подверг критике международные поездки Папы, которые, по его словам, лишали жизни поместные церкви. Хотя кардиналы Анджело Содано и Леонардо Сандри первоначально отказались давать показания, особенно из-за критического отношения к чрезмерной скорости процесса, но потом – и это подтвердил Амато – они всё же дали собственные свидетельства.
В курии сильна партия пачеллианцев, то есть тех, кто полагает, что до Войтылы было бы справедливее беатифицировать Пия XII – Папу, который не стал созывать Второй Ватиканский Собор.
Среди кардиналов вдали от Рима критический голос принадлежит бельгийскому кардиналу Годфриду Даннеелсу, архиепископу Мехелен-Брюссельскому на покое. В интервью газете «30 дней» он сказал: «Я думаю, что мы должны придерживаться обычной процедуры. Если процесс движется быстро сам по себе – это хорошо. Но святость не нуждается в каких-то преимуществах на своем пути. Этот процесс должен занять столько времени, сколько необходимо, без всяких исключений. Папа такой же крещеный, как и все остальные. Поэтому и процедура должна быть такой же, как и для всех крещеных. Мне не нравились крики „святой сейчас“, которые звучали во время похорон на площади Святого Петра. Это не дело. Некоторое время назад говорилось даже, что это была организованная инициатива, и это неприемлемо. Создавать беатификацию путем единодушного провозглашения, но не спонтанного – это неприемлемо». Даннеелс не скрывает, что у него есть определенные оговорки в отношении Иоанна Павла II: «Папой, с которым я лично чувствовал наибольшее родство, был Павел VI. Он назначил меня епископом. С Павлом VI я чувствовал себя как дома. Папа Бенедикт XVI имеет ту же способность – не кричать, говорить о некоторых вещах, предлагая их с определенным доверием. Это отличается от спортивного стиля Войтылы, который был другим типом Папы. Конечно, он тоже важен. Но отличен от Павла VI».
Никто в Католической Церкви не подвергает сомнению святость Войтылы. Вчера кардинал Агостино Валлини, викарий Рима, превозносил Иоанна Павла II за то, что он научил всех «умирать, а, следовательно – жить». Критика относится исключительно к определенным аспектам его понтификата. Два ключевых момента упоминаются чаще других. Это определенные заградительные барьеры на пути процессов по педофилии среди клира и не всегда прозрачное использование финансов, проходивших через Институт религиозных дел («Банк Ватикана»). Это два узла, которые Бенедикт XVI теперь с большим усилием пытается развязать, хотя это и не легко. Это узлы и проблемы, которые Ватикан всячески хочет оставить вне процесса беатификации.
Источник: Presbyter.ru