Первая общая аудиенция Папы Франциска

В Великую среду, 27 марта с.г., появилось два новых твита Папы Франциска на девяти языках. Первый гласит: «Пребывание с Иисусом требует выхода за пределы своего мирка, усталой и рутинной жизни веры»; а второй: «Переживать Страстную неделю – это значит всё более и более входить в Божественную логику любви и дарования себя».
Твиты содержат главные мысли катехезы, произнесенной Папой Франциском на его первой общей . Вот ее полный текст:

«Братья и сестры, здравствуйте!

Я рад принять вас на моей первой общей аудиенции. С большой признательностью и почтением я принимаю “свидетельство” из рук моего возлюбленного предшественника Бенедикта XVI. После Пасхи мы возобновим катехизические наставления Года Веры. Сегодня мне бы хотелось немного остановиться на Страстной Неделе. Вербным Воскресением мы начали эту Неделю, – сердце всего литургического года, – во время которой сопровождаем Иисуса в Его Страстях, Смерти и Воскресении.

Но что означает в нашей жизни? Что значит следовать за Иисусом по Его пути на Голгофу, к Кресту и Воскресению? В Своей земной миссии Иисус ходил по дорогам Святой Земли; Он призвал двенадцать простых людей, чтобы они оставались с Ним, разделили Его путь и продолжили Его миссию; Он избрал их среди народа, исполненного веры в обетования Бога. Он говорил ко всем, без различия, к великим и смиренным, к богатому юноше и к бедной вдове, к власть имущим и к слабым; Он нес милосердие и прощение Божье; Он исцелял, утешал, понимал; Он давал надежду; Он нес всем присутствие Бога, Который интересуется каждым мужчиной и каждой женщиной, как делают хороший отец и хорошая мать по отношению к каждому из своих детей. Бог не ждал, чтобы мы пошли к Нему, но Он Сам пошел навстречу нам, без расчетов и мер. Бог такой: Он всегда действует первым, Он Сам идет навстречу нам. Иисус жил обычной жизнью простого народа: Он сочувствовал толпе, казавшейся стадом без пастыря; Он плакал, видя страдание Марфы и Марии из-за смерти брата Лазаря; Он призвал мытаря в качестве Своего ученика; Он перенес даже предательство друга. В Нем Бог дал нам уверенность, что Он – с нами, среди нас. “Лисицы, – сказал Он, Иисус, – лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову” (Мф 8,20). Иисус не имеет дома, потому что Его дом – народ, мы, Его миссия состоит в том, чтобы открыть людям двери Бога, быть присутствием Божьей любви.

В Страстную Неделю мы переживаем вершину этого пути, этого замысла любви, пересекающего всю историю отношений между Богом и человечеством. Иисус входит в Иерусалим, чтобы совершить последний шаг, в котором подводит итог всей Своей жизни: Он отдает Себя полностью, ничего не удерживая для Себя, даже жизнь. Во время Тайной Вечери Он разделяет с друзьями хлеб и пускает по кругу чашу «за нас». Сын Божий предлагает Себя нам, вручает в наши руки Свое Тело и Свою Кровь, чтобы быть всегда с нами, чтобы жить среди нас. И в Гефсиманском Саду, как и в суде перед Пилатом, Он не сопротивляется, Он дарит Себя; Он – Раб страдающий, предсказанный Исайей, смиривший Себя даже до смерти (ср. Ис 53,12).
Эту любовь, ведущую к жертве, Иисус переживает не пассивно и не как неотвратимый рок; конечно, Он не скрывает Своего глубоко человеческого волнения перед насильственной смертью, но полностью вверяется Отцу. Иисус добровольно пошел на смерть, чтобы ответить на любовь Бога Отца в совершенном единении с Его волей, чтобы показать Его любовь к нам. На кресте Иисус “возлюбил меня и предал Себя за меня” (Гал 2,20). Каждый из нас может сказать: “Он возлюбил меня и предал Себя за меня”. Каждый может сказать это “за меня”.

Что же всё это значит для нас? То, что это также и мой, твой, наш путь. Прожить Страстную Неделю, следуя за Иисусом не только с волнением в сердце, – прожить Страстную Неделю, следуя за Иисусом – значит учиться выйти из самих себя, как я говорил в прошлое воскресенье, – чтобы идти навстречу другим, чтобы идти навстречу окраинам жизни, первыми пойти навстречу нашим братьям и сестрам, особенно самым дальним, забытым, самым нуждающимся в понимании, утешении, помощи. Существует настоятельная необходимость нести живое присутствие Христа, богатого милосердием и любовью!
Пережить Страстную Неделю – значит всё больше входить в логику Бога, в логику Креста, которая, в первую очередь, не логика скорби и смерти, но логика любви и несущего жизнь дарования себя другим. Это вхождение в логику Евангелия. Для того, чтобы следовать за Христом, сопровождать Христа, оставаться с Ним, требуется “выйти”. Выйти из самих себя, из формы переживания своей веры с усталостью и по привычке, из искушения замкнуться в собственных схемах, которые приводят к тому, что горизонт творческого деяния Бога перед нами закрывается. Бог вышел из Самого Себя, чтобы прийти к нам, поставил Свою обитель среди нас, чтобы принести нам милость Свою, которая спасает и дарит надежду. Также и мы: если желаем следовать за Ним и оставаться с Ним, то не должны довольствоваться тем, что находимся в ограде девяносто девяти овец, мы должны “выйти”, искать вместе с Ним потерянную овцу, самую далекую. Помните твердо: выйти из себя, как Иисус, как Бог вышел из Самого Себя в Иисусе, и Иисус вышел из Самого Себя ради нас.

Кто-то может сказать мне: “Но, отче, у меня нет времени”, “у меня много дел”, “это трудно”, “что я могу сделать своими малыми силами?”, с моими грехами, со всем этим? Нередко мы довольствуемся какой-то молитвой, воскресной Мессой, участвуя в ней рассеянно и не постоянно, каким-то жестом милосердия, но не имеем этого мужества «выйти», чтобы нести Христа. В этом мы немного похожи на св. Петра. Едва Иисус заговорил о страстях, смерти и воскресении, о даре себя, о любви ко всем, апостол отзывает Его в сторону и упрекает. То, что говорит Иисус, нарушает его планы, кажется неприемлемым, ставит под угрозу твердыни, которые он себе построил, его идею о Мессии. И Иисус смотрит на учеников и обращает к Петру, пожалуй, одно из самых суровых слов в Евангелии: “Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое” (Мк 8,33). Бог всегда думает о нас милосердно – не забывайте об этом. Бог всегда думает с милосердием: Он – милосердный Отец. Бог думает, как отец, ожидающий возвращения сына, который идет ему навстречу и видит его еще издалека… Что это значит? Что каждый день он ходил смотреть, не возвращается ли его сын домой. Такой Он – наш милосердный Отец. Это значит, что он ждал сына всем сердцем на террасе своего дома. Бог думает как самарянин, который не проходит мимо несчастного, просто посочувствовав или отвернувшись, но приходит на помощь, не прося ничего взамен; не спрашивая его, еврей он, язычник или самарянин, богат ли он или беден… Он не спрашивает ни о чем. Он не спрашивает об этом, не спрашивает ни о чем. Он помогает человеку: Бог – Он такой. Бог думает как пастух, который отдает свою жизнь, чтобы защитить и спасти овец.

Страстная Неделя – это время благодати, которое дарит нам Господь, чтобы открыть двери нашего сердца, нашей жизни, наших приходов, – как жаль, есть столько закрытых приходов! – наших приходов, движений, ассоциаций, и помочь нам “выйти” навстречу другим, сделать нас ближе друг другу, чтобы нести свет и радость нашей веры. Выходить всегда! И делать это с любовью и нежностью Бога, с уважением и терпением, сознавая, что мы используем наши руки, ноги, сердце, но ведет нас и делает плодотворным каждое наше действие Бог.
Я желаю всем вам прожить хорошо эти дни, следуя за Господом с мужеством, неся в себе луч Его любви к тем, кого мы встречаем на пути».

В конце общей аудиенции также призвал к прекращению мародерства и насилия в Центрально-Африканской Республике и заверил в своей молитве за граждан этой страны.

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна