Пасха-2012 в Ватикане
«Воскрес Христос, моя надежда». Эти слова, которые в Пасхальной секвенции вложены в уста Марии Магдалины, стали путеводной нитью нынешнего Пасхального обращения Бенедикта XVI. Оно было оглашено утром 8 апреля в конце Пасхальной Мессы на площади Св. Петра в Риме, в которой участвовало порядка 100 тысяч человек. Папа также преподал традиционное благословение Urbi et Orbi («Городу и Миру»). В своем послании Святой Отец сосредоточился на переживаниях Марии Магдалины – женщины, первой увидевшей воскресшего Христа(см. также полный текст послания).
«Каждый христианин заново переживает опыт Марии Магдалины, — сказал Бенедикт XVI, — опыт, меняющий жизнь. Это опыт встречи с исключительным Человеком: Человеком, который дает нам возможность в полной мере приобщиться к Божьей благости и истине; который освобождает нас, причем не поверхностным, мимолетным образом, а радикально; который исцеляет нас и возвращает нам наше достоинство. Вот поэтому Мария Магдалина называет Иисуса “моя надежда”. Ведь это Он ее возродил, открыл ей путь в будущее, подарил благую, свободную от зла жизнь. Слова “Христос – моя надежда” означают, что любое мое доброе желание находит в Нем возможность реализации. Веруя в Него, я могу надеяться, что моя жизнь будет хорошей, полноценной, вечной, поскольку Сам Бог приблизился к нам вплоть до принятия нашей человеческой природы».
Бенедикт XVI напомнил, что путь Марии Магдалины пролегал сквозь тьму страданий и смерти Христа. В тот момент казалось, что надежды доверившихся Ему людей обмануты. Но на самом деле возрожденная таким образом вера оказалась более сильной, чем прежде, поскольку коренилась в опыте Пасхи: знамения Воскресения свидетельствуют о победе жизни над смертью, любви над ненавистью, милосердия над жаждой мщения.
Далее Святой Отец отметил, что Христос Воскресший – это надежда и утешение прежде всего тех христианских общин, которые подвергаются дискриминации, преследованиям или вынуждены жить в очень трудных условиях. В этом контексте Святой Отец вспомнил о «горячих точках» нашей планеты: Сирии, Ираке, Святой Земле, странах Африканского Рога, Мали, Нигерии.
Насколько актуальными были слова Папы видно из того, что как раз во время его выступления стали поступать сведения об очередном теракте в Нигерии. Взрыв возле церкви в городе Кадуна на мусульманском севере страны унес жизни 38 человек. Взрывные устройства, заложенные в двух припаркованных недалеко от храма автомобилях, были приведены в действие дистанционно. В результате взрыва часть церкви разрушилась, в близлежащих домах оказались выбиты стекла. Точных данных о пострадавших нет, но, по словам спасателей, они исчисляются десятками. На месте происшествия работают медики и представители служб безопасности.
В заключение Бенедикт XVI приветствовал свою паству на 65 языках, произнеся между прочим и по-русски: «Христос воскресе!»
А накануне в 21.00 по центрально-европейскому времени Папа возглавил Мессу Святой ночи (Навечерия Пасхи) в базилике Св. Петра. Понтифик с зажженным пасхалом в руках был доставлен на специальной платформе в алтарную часть собора. В своей проповеди Святой Отец подчеркнул, что в ночь Воскресения Бог как бы творит свет заново, а Христос побеждает тьму и становится незакатным Днем Божьим для всех нас.
Стремясь пояснить истинный смысл происходящего, Бенедикт XVI обратился к библейской символике света. Именно свет был сотворен Богом первым. И это потому, — продолжил Святой Отец, что «свет делает возможным жизнь, делает возможной встречу, делает возможным общение. Свет делает возможным познание, открывает доступ к реальности, доступ к истине. Делая возможным познание, он делает возможными также свободу и прогресс. При этом зло вынуждено скрываться. Следовательно, свет является проявлением добра. Добро есть свет и творит свет. У нас есть возможность действовать, пока на дворе стоит день. Итак, то, что Бог сотворил свет, означает, что Бог сотворил мир как пространство познания и истины, как пространство общения и свободы, как пространство добра и любви. Первопринцип мира – это добро. Само бытие есть благо. Зло не является частью сотворенного Богом бытия, оно существует лишь в качестве отрицания. Зло – это “нет”».
В момент Воскресения Бог подтвердил, что свет сильнее тьмы. Этот новый свет всех нас привлекает к себе и вводит в новую жизнь.
«Но как это всё происходит? – продолжил свои размышления Бенедикт XVI. – Как это всё может нас достигнуть, чтобы ему не оставаться только словом, а стать увлекающей нас реальностью? В таинстве Крещения и исповедании веры Господь построил мост, по которому приходит к нам новый день. В Крещении Бог говорит крещаемому: Fiat lux, т.е. “да будет свет!” Новый Божий день, день неизбывной жизни приходит также и к нам. Христос берет тебя за руку. С этой минуты ты сможешь опереться на Него и таким образом войти в Свет, в истинную жизнь. Вот поэтому Церковь первых столетий называла Крещение Фотисмос, т.е. “Просвещение”».
Святой Отец обратил внимание, что современному миру угрожает мрак и слепота. Человек ныне неплохо ориентируется в материальном мире, но неспособен замечать самого важного: Бога и блага. Он очень нуждается в вере, которая истинно просвещает.
Переход из тьмы в свет Христов наиболее красноречивым образом происходит в жизни людей, принимающих Крещение. По издавна существующей традиции в Пасхальную ночь Папа лично окрестил 8 взрослых катехуменов из различных регионов земного шара. На этот раз это были неофиты из Италии, Албании, Словакии, Камеруна, Германии, США и Туркмении.
Последняя – это 28-летняя Виктория Ананян, армянка по национальности, родители которой в свое время вынуждены были стать беженцами из Баку. Виктория родилась туркменском городе Небит-Даге (ныне – Балканабад). Два года назад она вместе с родителями выехала из Туркмении и сумела получить вид на жительство в России. Позднее ей удалось получить стипендию для обучения в Папском Латеранском университете. В Риме она и завершила свою начатую еще в Туркмении и продолженную в России подготовку к Крещению. Чтобы участвовать в литургии Святой ночи, на которой была крещена Виктория, в Рим из России приехала ее мама.
Перевод: Сибирская католическая газета