Пастырская конференция Преображенской епархии: день второй
Второй день работы Пастырской конференции Преображенской епархии под девизом «Повторяем уроки II Ватиканского Собора» начался пением Акафиста Пресвятой Богородице. Солировали сестры-монахини из греко-католических приходов Преображенской епархии, а предстоятельствовал на богослужении о. Алексей Баранников.
Затем участники конференции заслушали доклад диакона Владимира Дегтярева «Роль мирян в документах II Ватиканского Собора». Докладчик обильно цитировал как документы Собора, так и послесоборные документы Церкви, а затем обобщил весь материал в одиннадцати пунктах:
1. II Ватиканский Собор и последующие документы Церкви формулируют миссию мирян в терминах троякого – священнического, царского и пророческого служения Христа.
Эта миссия проистекает из принятия Крещения и Миропомазания.
2. Мирянин «секулярен» по своей природе: место его жизни и деятельности – «мир». Но литургическая и молитвенная жизнь мирян в лоне Церкви органически связана с их жизнью и деятельностью в миру.
3. Все миряне призваны свидетельствовать о Христе в личной, семейной и общественной жизни, способствовать водворению социальной справедливости и, «сияя верой, надеждой и любовью», сообщать святость миру, действуя подобно закваске.
4. В современных условиях христианская идентичность мирян требует глубокой катехизации, духовной, богословской и общечеловеческой формации, дабы они были способны к прочтению социально-политических и культурных явлений в духе Евангелия.
Миряне имеют право и обязанность овладевать, в меру своих способностей и положения, познанием учения Христа, выраженного в Учительстве Церкви, получая богословское образование в церковных учебных заведениях.
5. Миряне призваны стремиться к тому, чтобы вся их деятельность была проникнута евангельским духом и опиралась на Учительство Церкви.
6. Миряне призваны обладать ясным осознанием того факта, что они не только принадлежат к Церкви, но и САМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЦЕРКОВЬЮ под водительством иерархии.
7. Непосредственной областью евангелизаторской деятельности мирян, кроме семьи и профессионального окружения, являются «современные ареопаги»: мир политики, общественной жизни, экономики, культуры, науки и искусства, а в первую очередь – интернет, СМИ.
Чем больше в этих «ареопагах» будет проникнутых евангельским духом мирян, тем больше они смогут послужить созиданию Царствия Божия.
8. Основной структурой, объединяющей мирян, является приход, однако миряне призваны расширять свое сознание принадлежности и границы своего сотрудничества с Церковью до межприходского, епархиального, межепархиального, национального и, наконец, международного и вселенского уровня.
9. Мирянам присущи харизмы, им могут быть поручаемы различные служения и поручения, которые существуют в общине и ради общины.
10. Богослужение является священнодействием не только клира, но и всей общины верных. Это относится и к другим сферам церковного служения. Поэтому мирянам могут поручаться служения, непосредственно не требующие благодати таинства рукоположения. Это – служения чтеца и аколита, некоторые другие литургические функции.
Миряне могут быть призваны к участию в церковных советах и комиссиях разного уровня, от приходских до епархиальных.
Миряне могут (если обладают соответствующей подготовкой) вести катехизацию, преподавать различные церковные и даже собственно богословские дисциплины.
11. Миряне имеют право на объединение в группы по духовным и апостольским мотивам. «Мы можем говорить о новой эре коллективных объединений верующих мирян» (ChrL, 29). Современной формой таких объединений являются малые церковные общины и движения, в которых верующие могут передавать Слово Божие друг другу, воплощать его в служении другим и взаимной любви. Эти общины являются средой подлинного церковного общения и центрами евангелизации, пребывающими в единстве со своими пастырями (ChrL, 26-30).
В дальнейшем участники конференции продолжили работу в группах. Им было дано задание изобразить желанную «модель Церкви» в виде корабля, а затем «защитить» свой проект на общем собрании, ответив попутно на ряд вопросов: «какой у нас корабль?», «какие ему угрожают опасности?», «от чего следовало бы избавиться как от балласта?», «что нужно отремонтировать или изменить?», «какие ветра наполняют наши паруса?», «чем обеспечивается единство команды?», «какова цель нашего плавания?».
Выяснилось, что кораблики наших приходов как правило небольшие, в качестве «подводных рифов» выступают грех, духовная немощь, наши собственные пассивность и равнодушие, большие расстояния, а порой – проблемы с госбюрократией и прочими контролирующими структурами. Зато ветрами, наполняющими паруса (или топливом дизельного двигателя), становятся вера и надежда, любовь и ощущение сопричастности, молитва и духовные упражнения, а также солидарность католиков из других стран, которая проявляется, в частности, и в благотворительной материальной помощи.
Следующим пунктом повестки дня была презентация Пастырского плана епархии, находящегося ныне в стадии разработки. Как пояснил выступивший от имени Комиссии о. Александр Деппершмидт, в данном случае процесс не менее важен, чем результат, а, может быть, даже важнее. Ведь цель создания Пастырского плана – помочь верным мирянам осознать и прочувствовать свою принадлежность к Церкви и ответственность за нее, понять, что они – активный субъект вверенной Церкви миссии. Поэтому разработка Пастырского плана началась не «сверху», а «снизу» – с анкетирования прихожан, которых попросили оценить основные позитивные и негативные факторы в общественной и церковной жизни.
Вслед за первой будут и иные анкеты. Весь процесс разработки Пастырского плана подразделяется на три этапа: «смотреть» – «размышлять» – «действовать». Глядя на нужды и потребности Народа Божия, Комиссия будет размышлять и вырабатывать свои предложения, а затем ординарий епархии сформулирует пять приоритетов пастырской деятельности на последующие годы. Впрочем, кА будет выглядеть конечный результат всех трудов не вполне ясно пока и самим разработчикам.
Во время Мессы проповедовал о. Михаил Волошин, CSsR (г. Прокопьевск), затронувший очень широкий спектр тем: от 1025-летия Крещения Руси, которое отмечают в этом году в России, Украине и Белоруссии, до кризиса традиционных ценностей и активизации антихристианских сил. Однако всему этому верные могут противопоставить свое единство и взаимную любовь, скрепленную узами дарованной свыше благодати. Каждый человек, за которого умер Христос, безмерно дорог в очах Божиих, а значит, должен быть дорог и в наших глазах. «Дорогие! Спасибо вам за то, что вы есть!», — этими словами о. Михаил завершил свою проповедь.
А завершением дня стал «Веселый вечер», подготовленный силами самих участников.