Папа – учёным: не всё технически возможное этично
На прошлой неделе Папа Франциск принял на частной аудиенции делегатов немецкого Общества Макса Планка, поблагодарив тысячи его сотрудников за содействие развитию науки во многих университетах. Подробности передает русская служба Vatican News.
В тексте речи, врученном гостям, Епископ Рима призывает учёных «поддерживать высочайшие стандарты научной честности, будучи свободными от неуместных влияний как политического, так и экономического характера» на всех этапах научных исследований. Не умаляя значения прикладной науки, необходимо признать общественно полезный характер чистой науки, результаты которой должны быть поставлены на служение общему благу.
Папа Франциск затрагивает тему так называемого «гибридного мышления», которое не позволило бы искусственному интеллекту «вытеснить человечество». Это поднимает серьёзные вопросы на этическом и социальном уровне, ибо «слияние когнитивных способностей человека и вычислительной мощности машины существенно изменило бы вид homo sapiens», подчеркивает Епископ Рима:
«Если способность решать проблемы отделить от необходимости быть при этом разумным, то исчезает преднамеренность и, следовательно, этичность действия. По этому вопросу Общество Макса Планка могло бы внести фундаментальный вклад».
Папа Франциск напоминает, что в эпоху «второй волны модернизма» в сферах большой науки начал распространяться принцип «технической» ответственности, не допускающий нравственного суждения о том, что есть добро и зло. В этом случае действия, особенно крупных организаций, оценивались бы чисто функционально, как если бы «всё возможное» было этически допустимым. Церковь никогда не примет такую позицию, о трагических последствиях которой уже есть немало свидетельств, подчёркивает Епископ Рима. Напротив, именно ответственность – как заботу о другом человеке, а не только как отчёт за свои поступки, – нужно вернуть в центр нашей сегодняшней культуры, подчёркивает в конце речи Святейший Отец: «Человек ответственен не только за то, что он делает, но и – прежде всего – за то, чего он не делает, хотя мог бы сделать».