Папа: мирской дух не даёт нам увидеть бедняков и их раны
Дух мира сего ослепляет душу и не позволяет нам увидеть соседей-бедняков со всеми их ранами: об этом говорил Папа Франциск на проповеди во время утренней Мессы 5 марта в Доме Святой Марфы.
Комментируя притчу о богаче, который одевался «в порфиру и виссон» и «каждый день пиршествовал блистательно», Папа отметил, что в Евангелии об этом человеке не говорится ничего плохого: более того, «возможно, он был по-своему религиозен. Он наверняка молился какими-то молитвами и, несомненно, два-три раза в год ходил в Иерусалимский храм для жертвоприношений и чтобы преподнести крупные пожертвования местным священникам. Те же, при всём их клерикальном малодушии, благодарили его и усаживали на почётные места». Однако этот богач не замечал, что у его ворот постоянно находится нищий Лазарь, голодный, в струпьях, как символ человеческой нужды.
Размышляя о ситуации богача, Святейший Отец с иронией предположил, что если бы тот выезжал из своих владений на машине, то у неё бы были тонированные стёкла, чтобы не разглядеть всего окружающего:
«Однако, без всякого сомнения, его душа, глаза его души были тонированы, чтобы не замечать. Он глядел лишь в направлении собственной жизни и не понимал, что с ним случилось — с человеком, который не был плохим. Он был болен, был заражён мирским духом. Обмирщение деформирует души и лишает ощущения реальности: такие люди живут в искусственном мире, сделанном только для них… Дух мира сего анестезирует душу. Поэтому тот обмирщённый человек был не в состоянии увидеть реальность».
На самом деле многие бедные живут рядом с нами:
«Очень много людей несут на себе жизненные тяготы и сложные проблемы; но если моё сердце обмирщилось, я никогда этого не пойму. С мирским сердцем нельзя понять нужды и потребности других людей. С мирским сердцем можно ходить в церковь, можно молиться, можно делать много всего разного. Но вспомним, о чём Иисус молился Отцу во время Тайной вечери? ‘Прошу Тебя, Отче, соблюди этих учеников, чтобы они не поддались миру сему, дабы не впали в обмирщение’. Это тончайший грех, и даже больше, чем грех: это — грешное состояние души».
В этой евангельской истории, отметил Папа, имеются два вердикта: проклятие человека, который уповает на сей мир, и благословение того, кто уповает на Господа. Богатый человек удаляет своё сердце от Бога: «его душа пуста», она как «бесплодная и необитаемая земля», потому что люди обмирщённые, по сути, остаются наедине со своим эгоизмом». У того богача больное сердце, настолько привязанное к его образу жизни, что вряд ли его можно излечить». Кроме того, добавил Папа, в то время как у бедняка было имя — Лазарь, богач никак не назван: «Он не имел имени, потому что люди обмирщённые теряют свои имена. Они становятся лишь одними из состоятельной толпы, которая ни в чём не нуждается. Люди мирские лишаются имён».
В евангельской притче богатый человек умирает и, оказавшись в адских мучениях, просит Авраама послать кого-нибудь из мёртвых, чтобы предупредить своих ещё здравствующих членов семьи. Но Авраам отвечает, что если его родственники не слушают Моисея и пророков, то их не убедит даже кто-то воскресший из мёртвых. Святейший Отец подчеркнул, что люди обмирщенные желают экстраординарных явлений, однако «в Церкви всё понятно, Иисус говорил совершенно ясно: ‘Путь именно таков’. Но в конце концов есть и слово утешения»:
«Когда этот несчастный мирской человек в муках просит послать Лазаря принести ему немного воды, чтобы утолить жажду, как на это реагирует Авраам? Авраам — это фигура Бога Отца. Какими словами он отвечает? — ‘Чадо! Вспомни’. Обмирщенные люди потеряли имена; мы тоже, если у нас мирское сердце, теряем имя. Но мы не становимся сиротами. До самого конца, до самого последнего момента существует уверенность в том, что у нас есть Отец, Который ждёт нас. Будем же уповать на Него. ‘Чадо!’ Он обращается к нам как к детям, посреди мира сего: ‘Сын’. Мы — не сироты».
Источник: Радио Ватикана