Папа Франциск решительно осудил «идеологический колониализм»
В своей проповеди на утренней Мессе в Доме Св. Марфы 20 ноября с.г. Папа Франциск самым решительным образом осудил явление, которое он назвал «идеологическим» или «культурным» колониализмом. Святейший Отец сделал такой вывод, размышляя об истории мученичества Елеазара, описанной в первом чтении Мессы из 1-ой Книги Маккавейской.
По словам Папы, существуют три главных формы гонений: религиозные, политико-религиозные (как, скажем, 30-летняя война или Варфоломеевская ночь) и культурные, когда некий новый культурно-идеологический тренд стремится всё себе подчинить и «переварить», отметая при этом традицию, историю и даже религию того или иного народа. Жертвой такого рода гонений и стал Елеазар, попавший в жернова отмеченного непомерными горделивыми амбициями царствования Антиоха Епифана. Некоторые представители Богоизбранного народа захотели тогда стать «передовыми» и «прогрессивными». Они присягнули новому владыке, отрекшись при этом от Закона и стремясь насадить новую культуру. Это и было идеологической колонизацией, которую тогда стремились навязать Израилю, не оставляя ему иного выбора.
«На пути этой культурной колонизации в конце концов начались гонения на верующих, — продолжил Папа. — Примеров подобного нам не нужно искать где-то далеко: достаточно вспомнить о массовых убийствах прошлого века. Тогда тоже проповедовалась культурная новизна: “Мы все равны, но тех, из нечистой расы, следует изъять”. Все равны, нет места различиям, нет места для Бога. Вот это и есть ложное основание. И перед лицом этого культурного колониализма, проистекающего из ложного идейного основания, Елеазар дает нам иной пример».
Святейший Отец отметил в этой связи, что Елеазар умер с мыслью о молодежи, желая оставить им позитивный пример того, как следует жертвовать жизнью за Бога и Его Закон, глубоко укорененный в прошлом народа. При этом нельзя утверждать, что любое новшество непременно должно быть чем-то плохим (достаточно вспомнить, что и Евангелие когда-то было новшеством), но следует отличать новшество от новшества.
«Следует исследовать возникшее новое, — сказал Папа. – Исходит ли оно от Господа, от Духа Святого, от Бога или же из ложных идейных оснований? Например, если раньше детей было убивать нельзя, это был грех, а теперь стало можно и не составляет проблемы, то это плохое новшество. Вчера различия были очевидны, потому что считалось, что их установил Сам Бог, а к Божию творению следует отнестись с уважением, а теперь мы стали современными…, видишь ли, понимаешь ли, нет принципиального различия…, а заканчивается всё смешением». Новизна, приходящая от Бога, не становится поводом для споров, она способствует развитию и открывает нам горизонты будущего.
«Идеологический и культурный колониализм видит только то, что существует здесь и сейчас, он отрицает прошлое и не смотрит в будущее, — добавил Святейший Отец. — Он живет одним нынешним мгновеньем, он, по сути, вне времени, а потому и не может нам ничего предложить. Такого рода образ действий, всё унифицирующий, отрицающий различия, представляет собой тяжкий грех хулы на Бога, являющегося Творцом. Всякий раз, когда совершается культурная и идеологическая колонизация, имеет место грех против Бога-Творца, поскольку здесь присутствует стремление сделать творение не таким, каким его сотворил Бог. Такое в истории случалось неоднократно, а противостать этому можно только одним-единственным способом: принести собственное свидетельство, а в итоге стать мучеником».
В заключение Папа Франциск пожелал, чтобы пример Елеазара помог нам преодолеть растерянность, когда мы лично сталкиваемся с культурным и духовным колониализмом.
Radio Vaticana