Папа Франциск решительно осудил «идеологический колониализм»

Папа Франциск решительно осудил «идеологический колониализм»

В своей на утренней Мессе в Доме Св. Марфы 20 ноября с.г. самым решительным образом осудил явление, которое он назвал «идеологическим» или «культурным» колониализмом. Святейший Отец сделал такой вывод, размышляя об истории мученичества Елеазара, описанной в первом чтении Мессы из 1-ой Книги Маккавейской.

По словам Папы, существуют три главных формы гонений: религиозные, политико-религиозные (как, скажем, 30-летняя война или Варфоломеевская ночь) и культурные, когда некий новый культурно-идеологический тренд стремится всё себе подчинить и «переварить», отметая при этом традицию, историю и даже религию того или иного народа. Жертвой такого рода гонений и стал Елеазар, попавший в жернова отмеченного непомерными горделивыми амбициями царствования Антиоха Епифана. Некоторые представители Богоизбранного народа захотели тогда стать «передовыми» и «прогрессивными». Они присягнули новому владыке, отрекшись при этом от Закона и стремясь насадить новую культуру. Это и было идеологической колонизацией, которую тогда стремились навязать Израилю, не оставляя ему иного выбора.

«На пути этой культурной колонизации в конце концов начались гонения на верующих, — продолжил Папа. — Примеров подобного нам не нужно искать где-то далеко: достаточно вспомнить о массовых убийствах прошлого века. Тогда тоже проповедовалась культурная новизна: “Мы все равны, но тех, из нечистой расы, следует изъять”. Все равны, нет места различиям, нет места для Бога. Вот это и есть ложное основание. И перед лицом этого культурного колониализма, проистекающего из ложного идейного основания, Елеазар дает нам иной пример».

Святейший Отец отметил в этой связи, что Елеазар умер с мыслью о молодежи, желая оставить им позитивный пример того, как следует жертвовать жизнью за Бога и Его Закон, глубоко укорененный в прошлом народа. При этом нельзя утверждать, что любое новшество непременно должно быть чем-то плохим (достаточно вспомнить, что и Евангелие когда-то было новшеством), но следует отличать новшество от новшества.

«Следует исследовать возникшее новое, — сказал Папа. – Исходит ли оно от Господа, от Духа Святого, от Бога или же из ложных идейных оснований? Например, если раньше детей было убивать нельзя, это был грех, а теперь стало можно и не составляет проблемы, то это плохое новшество. Вчера различия были очевидны, потому что считалось, что их установил Сам Бог, а к Божию творению следует отнестись с уважением, а теперь мы стали современными…, видишь ли, понимаешь ли, нет принципиального различия…, а заканчивается всё смешением». Новизна, приходящая от Бога, не становится поводом для споров, она способствует развитию и открывает нам горизонты будущего.

«Идеологический и культурный видит только то, что существует здесь и сейчас, он отрицает прошлое и не смотрит в будущее, — добавил Святейший Отец. — Он живет одним нынешним мгновеньем, он, по сути, вне времени, а потому и не может нам ничего предложить. Такого рода образ действий, всё унифицирующий, отрицающий различия, представляет собой тяжкий грех хулы на Бога, являющегося Творцом. Всякий раз, когда совершается культурная и идеологическая колонизация, имеет место грех против Бога-Творца, поскольку здесь присутствует стремление сделать творение не таким, каким его сотворил Бог.  Такое в истории случалось неоднократно, а противостать этому можно только одним-единственным способом: принести собственное свидетельство, а в итоге стать мучеником».

В заключение Папа Франциск пожелал, чтобы пример Елеазара помог нам преодолеть растерянность, когда мы лично сталкиваемся с культурным и духовным колониализмом.

Radio Vaticana

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна