Папа Франциск призвал Миссионеров Милосердия уподобиться любящему отцу из притчи о блудном сыне
10 апреля Папа Франциск принял на частной аудиенции миссионеров милосердия – священников, наделенных особым мандатом во время празднования Внеочередного Юбилейного Года Милосердия. Святейший Отец принял решение продлить полномочия миссионеров милосердия, поскольку – как пояснил Папа – он получил многочисленные свидетельства об обращениях, имевших место благодаря их служению.
Обращаясь к пресвитерам, Папа поделился некоторыми мыслями о служении примирения, которые могут помочь им еще лучше осуществлять эту миссию. Основываясь на словах пророка Исайи и апостола Павла, Святейший Отец подчеркнул, что в этом служении священники являются «споспешниками Бога», и их апостольство от имени Христа заключается в примирении людей с Богом: «Наше апостольство – это призыв искать и принимать прощение Отца», — отметил Папа. Бог нуждается в людях, несущих в мир Его прощение и Его милосердие. «Быть соработниками милосердия: это подразумевает, что мы сами живем милосердной любовью, которую испытали первыми». «Мы переживаем опыт милосердия, — продолжил он, — чтобы стать служителями милосердия. Таким образом, служители не возвышаются над другими, словно судьи над братьями-грешниками. Настоящий миссионер милосердия отображается в опыте апостола: Бог избрал меня, Бог мне доверяет, Бог на меня положился, призвав меня несмотря на то, что я грешен, стать Его соработником, чтобы к Его милосердию можно было прикоснуться рукой, чтобы оно было реальным и действенным».
Сотрудники Бога должны заботиться о том, чтобы «благодать Бога не тщетно была принята» (2 Кор 6,1). Многие воспринимают примирение как личную инициативу человека, как плод наших же усилий. Думая так, мы рискуем впасть в неопелагианство, которое переоценивает человека и его замыслы, забывая, что Спасителем является Бог, а не мы сами. Поэтому, подчеркнул Папа, необходимо настаивать, особенно в отношении Таинства Примирения, что инициатива первоначально исходит от Господа, Он предваряет нас в любви. Когда кающийся приступает к исповеди, важно понимать, что встреча с любовью Бога уже произошла, что Его благодать уже открыла его сердце и подготовила к обращению. «Наше священническое сердце должно уловить чудо в человеке, который встретил Бога и уже испытал действенность Его благодати», — настаивает Папа Франциск. Исповедник должен сделать так, чтобы благодать Бога не была тщетной, но достигла полноты. К сожалению, констатировал Папа, иногда священник своим поведением не приближает кающегося к Богу, а отдаляет от Него. Например, «чтобы защитить цельность евангельского идеала, он пренебрегает постепенными шагами, делаемыми человеком день за днем», — пояснил Папа.
«Признать раскаяние грешника означает принять его с распростертыми объятиями, подражая отцу из притчи, который принимает сына, вернувшегося домой. Это означает не дать ему даже договорить те слова, которые он приготовил, чтобы извиниться»: исповедник и так всё понимает, поскольку сам пережил опыт греховности. Нет никакой необходимости в том, чтобы пристыжать того, кто уже признал грех и стыдится его, «нет необходимости расследовать то, что уже настигла благодать Отца, нельзя преступать священное пространство отношений человека с Богом». Священник не должен внушать чувство вины за зло, в котором человек уже раскаялся, но призван ободрить его и помочь почувствовать, что любой, даже самый негативный опыт, — это место спасения и встречи с Богом: тому, кто приходит исповедоваться, нужно помочь обрести силу, чтобы верить и надеяться, сказал в заключение Святейший Отец.