Папа Франциск вступил на Римскую кафедру
В Октаву Пасхи (воскресение Божия Милосердия), 7 апреля с.г., Папа Франциск начал свое публичное служение с размышления перед полуденной богородичной молитвой «Regina Coeli» с балкона базилики Св. Петра. Святой Отец приветствовал паломников так, как когда-то Воскресший приветствовал своих апостолов, собравшихся за закрытыми дверями: «Мир вам!»
Понтифик размышлял о мире, милосердии и вере как дарах воскресшего Иисуса. Обратившись к сцене с «неверным Фомой» из Евангелия 2-го воскресенья Пасхи, он процитировал знаменитые слова Господа: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Мир есть плод прощения, и блаженны уверовавшие в любовь Божию, свидетельствуемую христианами, имеющими мужество веры, — продолжил Папа, призвав затем «идти возвещать Христа на площадях».
В заключение Святой Отец вверил всех присутствующих (их было более 100 тысяч) Божьему Милосердию и особым образом приветствовал участников торжеств в римском святилище Божия Милосердия в церкви Святого Духа в Сассия близ Ватикана, а также последователей Неокатехуменального Пути, начавших свое пасхальное миссионерское служение на улицах Вечного Города.
Во второй половине дня состоялся ингрес, т.е. вступление Папы Франциска на кафедру Римской архиепархии. Его местом стал Кафедральный собор Римского диоцеза – базилика Св. Иоанна на Латеранском холме. Церемонии предшествовало освящение мемориальной таблички в честь блаженного Иоанна Павла II. Его именем отныне будет называться часть площади Св. Иоанна, примыкающая к Курии Римского викариата. Затем Франциск торжественно вошел в храм, занял в нем епископский трон и принял обеты послушания от разных «чинов» Римской Церкви, после чего была отслужена Евхаристия. В богослужении, среди прочих верных и гостей, принял участие мэр итальянской столицы Джанни Алеманно.
Вот текст проповеди Папы Франциска во время Мессы:
«С радостью я впервые совершаю Евхаристию в этой Латеранской базилике, Кафедральном соборе Епископа Рима. Приветствую всех вас с большой любовью: кардинала-викария, вспомогательных епископов, пресвитеров епархии, диаконов, монахинь и монахов, и всех верных мирян. Приветствую также господина мэра и его супругу и представителей всех ветвей власти. Будем ходить вместе в свете Воскресшего Господа.
1. Сегодня мы отмечаем второе воскресенье Пасхи, называемое также “воскресеньем Божественного Милосердия”. Как прекрасна эта реальность веры для нашей жизни: милосердие Божие! Эта любовь, такая большая, такая глубокая любовь Бога к нам, любовь, которая не ослабевает, которая всегда держит нас за руку и поддерживает нас, поднимает и направляет нас.
2. В сегодняшнем Евангелии апостол Фома ощущает эту милость Божью, имеющую конкретный лик, – лик Иисуса, Воскресшего Иисуса. Фома не верит тому, что говорят ему другие апостолы: “Мы видели Господа”; ему недостаточно обещания Иисуса, Который говорил: в третий день Я воскресну. Он желает видеть, вложить свою руку в раны от гвоздей и в пронзенный бок. И как на это отвечает Иисус? Терпением: Иисус не оставляет упрямого Фому в его неверии; Он дает ему неделю времени, не закрывает дверь, ждет. И Фома признаёт свою нищету, свою слабую веру. “Господь мой и Бог мой!”: этим простым, но полным веры восклицанием он откликается на терпение Иисуса. Он дает себя окутать Божьему милосердию, видит его перед собой, в ранах на руках и ногах, в отверстом боку, и обретает веру: оставив свое неверие, он становится новым человеком, верующим.
И вспомним также Петра: он трижды предает Иисуса, именно тогда, когда должен был быть к Нему как можно ближе; и, достигнув дна своего падения, встречает взгляд Иисуса, Который терпеливо и безмолвно говорит ему: “Петр, не бойся своей слабости, доверься Мне”; и Петр понимает, ощущает на себе полный любви взгляд Иисуса и плачет. Как прекрасен этот взгляд Иисуса – сколько в нем нежности! Братья и сестры, не будем терять веры в исполненное терпения милосердие Бога!
Вспомним двух учеников из Эммауса: грустные лица, путь без цели, без надежды. Но Иисус не оставляет их: Он идет вместе с ними по дороге, и не только идет! Он терпеливо объясняет им Писания, в которых говорится о Нем, и остается с ними, чтобы разделить трапезу. Таков стиль Бога: Он терпелив, в отличие от нас, нередко желающих всего и сразу, в том числе и в отношениях с другими людьми. Бог терпелив с нами, потому что Он нас любит, а тот, кто любит – тот понимает, надеется, дает уверенность, не оставляет, не разрушает мосты, умеет прощать. Будем же помнить об этом в нашей христианской жизни: Бог нас всегда ждет, даже когда мы отдаляемся от Него! Он – всегда рядом с нами, и если мы возвращаемся к Нему, Он готов обнять нас.
Всякий раз, когда я перечитываю притчу о милосердном Отце, она производит на меня сильнейшее впечатление, потому что неизменно дарит великую надежду. Подумайте об этом младшем сыне, который был в доме Отца, был любим; и всё же захотел забрать свою часть наследства; он уходит прочь, всё тратит, опускается на самый нижний социальный уровень, дальше всего от Отца; и когда достигает дна, ощущает тоску по теплу отчего дома, и возвращается. И что же Отец? Забывал ли он о сыне? Нет, никогда. Он там, видит его издалека, он ждал его каждый день, каждую минуту: он всегда был в его сердце как сын, даже если оставил его, даже если растратил всё наследство, то есть, свою свободу; ждал с терпением и любовью, с надеждой и милосердием Отец ни на минуту не переставал думать о нем, и едва увидев его еще издалека, бежит ему навстречу и обнимает его с нежностью, с Божественной нежностью, без единого слова упрека: он вернулся! И это радость отца. В этом объятии сыну вся его радость: он вернулся! Бог неизменно ждет нас, не устает делать это. Иисус демонстрирует нам это милосердное терпение Бога, чтобы мы обретали доверие, надежду, обретали их всегда! Великий немецкий богослов Романо Гвардини говорил, что Бог отвечает на нашу слабость Своим терпением, и это дает нам уверенность (ср. Glabenserkenntnis, Wurzburg 1949, p. 28). Это как бы диалог между нашей слабостью и терпением Бога. Этот диалог, если мы в него вступаем, дарит нам надежду.
3. Мне бы хотелось подчеркнуть еще один момент: терпение Бога должно пробудить в нас мужество вернуться к Нему, какую бы ошибку, какой бы грех мы ни совершили в жизни. Иисус призывает Фому прикоснуться к Его ранам на руках и ногах и к ране в боку. Мы тоже можем войти в раны Иисуса, можем реально прикоснуться к Нему; и это происходит всякий раз, когда мы принимаем с верой Таинства. В одной из прекрасных своих проповедей св. Бернард говорил: “Через … раны [Иисуса] я могу питаться медом из камня и елеем из твердой скалы (ср. Втор 32,13), то есть, вкушать и ощущать, сколь благ Господь” (На Песнь Песней 61, 4). Именно в ранах Иисуса мы чувствуем себя уверенно, там проявляет себя бесконечная любовь Его сердца. Фома это понял. Св. Бернард спрашивает себя: на что же я могу рассчитывать? На мои заслуги? Но “заслугой моей является милость Божья. И я уж точно не обеднею заслугами, доколе Он будет богат милосердием. И раз милостей Господних множество, я тоже буду обилен в заслугах” (там же, 5). Это важно: иметь мужество довериться милосердию Иисуса, довериться Его терпению, постоянно укрываться в ранах Его любви. Св. Бернард далее утверждает: “Но что сказать, если совесть гложет меня из-за множества грехов? ‘Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать’ (Рим 5,20)” (там же). Кто-то из нас может подумать: мой грех столь велик, я далек от Бога как младший сын из притчи, своим неверием я подобен Фоме; я не смею вернуться, думать, что Бог может принять меня и что Он ждет именно меня. Но Бог ждет именно тебя, от тебя требуется только мужество пойти к Нему. Сколько раз в моем пастырском служении мне случалось слышать: “Отче, у меня много грехов”; и я всегда отвечал: “Не бойся, иди к Нему, Он ждет тебя, Он Сам всё сделает”. Мы слышим много предложений от окружающего нас мира, но давайте позволим увлечь себя предложением со стороны Бога, этой нежной ласке Его любви. Для Бога мы – не безликая толпа, мы важны, мы действительно самое важное, что у Него есть; даже будучи грешниками, мы Ему дороже всего.
Адам после совершенного греха испытывает стыд, чувствует себя нагим, ощущает тяжесть того, что сделал; но Бог его не оставляет: если в тот момент грех означает начало изгнания от лица Божия, то в этом уже слышится обещание возвращения, возможность вернуться к Нему. Бог сразу же спрашивает: “Адам, ты где?”, ищет его. Иисус стал нагим ради нас, взял на Себя стыд Адама, наготу его греха, чтобы омыть наш грех: ранами Его мы исцелились. Вспомните это слово св. Павла: чем мне хвалиться, как не моими немощами, моей нищетой? Лишь ощущая свой грех, глядя на свой грех, я могу видеть и встретить Божье милосердие, Его любовь, и пойти к Нему навстречу, чтобы получить прощение.
В моей жизни я много раз видел милосердный лик Бога, Его терпение; я также наблюдал во многих людях силу духа, чтобы войти в раны Иисуса, сказать Ему: “Господи, я здесь, прими мою нищету, сокрой в Своих ранах мой грех, омой его Своею кровью”. И я всегда убеждался, что Бог делает это: принимает, утешает, омывает, любит.
Дорогие братья и сестры, дадим милосердию Бога окутать себя; будем уповать на Его терпение, на то, что Он неизменно предоставляет нам время; наберемся мужества, чтобы вернуться в Его дом, пребывать в ранах Его любви, позволяя Ему любить нас; будем переживать Его милосердие в Таинствах. Почувствуем Его нежность, такую прекрасную, ощутим Его объятия и станем в свой черед способными на милосердие, терпение, прощение и любовь».
Перед тем, как покинуть Латеранскую базилику, Папа появился на ее балконе, чтобы приветствовать запрудивших площадь Св. Иоанна верных. Святой Отец попросил их хранить духовное единство с Епископом Рима и молиться за него.
Римская епархия в Католической Церкви обладает особым статусом, поскольку её возглавляет Папа. Общая площадь епархии равна 850 квадратным километрам, а ее население достигает почти 3 миллионов человек. На ее территории расположены различные ведомства Римской Курии, апостольская нунциатура в Италии, генеральный секретариат Итальянской епископской конференции и центральные офисы различных церковных ассоциаций.
В Риме расположено также большинство главных домов монашеских конгрегаций и многочисленных братств. Пастырское служение в епархии Рима вверено 746 священникам и 119 постоянным диаконам. В епархии проживают 30 тысяч монашествующих, а также большое количество лиц посвященной Богу жизни.