Папа Франциск встретился со специалистами по католическо-исламскому диалогу
Встречаться и слушать друг друга: таковы основные условия для успешного христианско-мусульманского диалога, который должен основываться на «раскрытии и принятии различий». Папа говорил об этом по случаю пятидесятилетия открытия в Риме Папского Института арабских и исламских исследований, который был создан в 1926 году миссионерами в Тунисе.
Противоядием против всякого вида насилия является «воспитание в духе раскрытия различий и их принятия», и именно это лежит в основе создания института, где получают образование те, кто непосредственно участвуют в исламско-христианском диалоге. Этот диалог требует «терпения и смирения», заметил Папа Франциск. Подготовка к нему нацелена на то, чтобы быть «твердыми в своей собственной идентичности и возрастать во взаимном познании». При этом существует риск «попасть в западню синкретизма, примиряющего, но в итоге оказывающегося пустым предвестником тоталитаризма, лишенного ценностей». Подход друг к другу «с удобством», когда «со всем соглашаются, чтобы избежать проблем», заканчивается «обманом другого, отказом во благе, полученном в качестве дара, которым следует щедро делиться».
В центре диалога находится встреча, подчеркнул Святейший Отец. Если отправляться от убеждения в существовании нашей общей человеческой природы, то «можно преодолеть предрассудки и фальшь и понять другого согласно новой перспективе». Именно поверхностное отношение к диалогу приводит к стереотипам и предубеждениям, и роль Папского Института арабских и исламских исследований заключается во внимательном изучении источников, в восполнении пробелов и анализе этимологии. Научный подход содействукт взаимному уважению, и мы «подходим к другому человеку на цыпочках?, не пуская ему пыль в глаза».
Культура и образование не являются второстепенными, подчеркнул Папа, особенно в сфере межрелигиозного диалога, основанного на «ясной самоидентификации, терпеливом, заинтересованном и внимательном изучении истины и красоты, посеянных Творцом в сердце каждого человека и на самом деле видимых во всяком подлинном проявлении религиозности».