Папа Бенедикт XVI призывает всех верных к молитвенному бдению в защиту зарождающейся жизни в канун первого воскресенья Адвента
В воскресенье 14 ноября после молитвы «Ангелус» Папа Бенедикт XVI сообщил о своем желании провести во всей Католической Церкви молитвенное бдение в защиту зарождающейся жизни:
«В субботу 27 ноября, в Базилике Св. Петра, я возглавлю первую Вечерню первого воскресенья Адвента и молитвенное бдение в защиту зарождающейся жизни. Эта инициатива пройдет совместно с Поместными Церквами во всём мире, и я прошу, чтобы в ней приняли участие также приходы, монашеские общины, объединения и движения. Подготовка к Святому Рождеству является благоприятным временем для того, чтобы просить Божественной защиты для каждого человеческого существа, призванного к жизни, а также для того, чтобы благодарить Господа за дар жизни, полученной от наших родителей».
(Перевод: Agnuz)
ПИСЬМО К ПРЕДСЕДАТЕЛЯМ КОНФЕРЕНЦИЙ КАТОЛИЧЕСКИХ ЕПИСКОПОВ
Ватикан, 14 июля 2010 г.
Ваше Высокопреосвященство/Преосвященство (Eminentio/Excelentio)!
В субботу 27 ноября с.г. Святой Отец будет совершать (целебровать, священнопраздновать) в Базилике Св. Петра торжественное «Бдение в защиту зачавшейся человеческой жизни» вместе с первой Вечерней первого воскресенья Адвента и в ожидании близкого торжества Рождества Христова. В ходе бдения, кроме Вечерни, будет совершена Евхаристическая Адорация, во время которой предусмотрены благодарение Господу (Который принёс Самого Себя в дар совершенный и тем самым придал смысл и ценность человеческой жизни), а также призыв к защите каждой человеческой жизни.
Святой Отец желает, чтобы во всех Поместных Церквах епископы возглавили подобные целебрации (священнопразднования) и подключили к ним приходы, общины, движения и объединения. По той же причине Святой Отец попросил нас от его имени пригласить всех к деятельному участию в молитвах этого дня.
Мы вполне сознаем опасности, угрожающие ныне человеческой жизни вследствие распространения культуры релятивизма и утилитаризма, затмевающей способность воздавать должное достоинству каждой человеческой личности на каждом этапе ее развития. Ныне мы как никогда призваны стать «народом жизни» (Иоанн Павел II, Энциклика Evangelium Vitae, 79), пребывающим в молитве и выступающим в защиту святости человеческой жизни. В этом бдении, которое будет совершаться во всех Поместных Церквах в единстве со Святым Отцом – Пастырем Вселенской Церкви – мы будем просить Господа о даровании благодати и света, необходимых для обращения сердец, а также дадим наше общее свидетельство в пользу культуры жизни и любви.
Мы надеемся, что Ваше Высокопреосвященство/Преосвященство (Eminentio/Excelentio), как глава Конференции Епископов, эффективным образом призовёт всех епископов Вашей страны включить это богослужение в график литургических празднований в своих епархиях.
С братским приветствием,
Префект Конгрегации богослужения и дисциплины Таинств Кардинал Антонио Каньисарес Льовера
Председатель Папского Совета по делам семьи Кардинал Эннио Антонелли
(Перевод СКГ)
МОЛИТВЕННОЕ БДЕНИЕ В ЗАЩИТУ ЖИЗНИ
На начало литургического года 2010/2011
27 ноября 2010
ПЛАН ЛИТУРГИИI
рекомендуемый
Конгрегацией Богослужения и Дисциплины Таинств
совместно с Папским Советом по делам Семьи
Молитвенное бдение можно совершать (целебровать, священнопраздновать) следующими способами:
a) Выставление Пресвятых Даров и затем
b) Вечерня, и по окончании благословение Пресвятыми Дарами
· ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Фигура Божией Матери (почитаемая в конкретном приходе) устанавливается около алтаря и освещается от дополнительного источника света. Во время Адвента не рекомендуется использовать цветы.
I. Шествие в процессии с пением Rorate coeli
После приближения процессии к алтарю торжественно выносятся Пресвятые Дары. Могут участвовать дети со свечами или лампадками. Поются соответствующие песнопения. Затем Выставление Пресвятых Даров в соответствие с ритуалом, с пением Ave verum.
Поклонение Пресвятым Дарам в тишине, короткое время. Предстоятель идет к своему месту и начинает I Вечерню I Недели Адвента.
II. Вечерня
Молитва Вечерни по Литургии часов. В проповеди следует указать смысл этого молитвенного бдения в начале литургического года (схема проповеди в приложении). После Вечерни предстоятель припадает к алтарю на короткое время, созерцая в тишине Пресвятые Дары.
III. Просьбы (см. приложение)
Пред Святыми Дарами начинается очередная часть молитвенного бдения. Все читают молитву к Господу Жизни. После этой молитвы все садятся.
a) Чтение Библии (Быт 3,9-15).
b) Пение Ave Maris Stella
c) Подготовка к медитации, медитация и молитва Розария – радостные тайны.
Медитация и Розарий. Каждая десятка по предложенной схеме:
— фрагмент Евангелия,
— минута адорации, медитации, личных просьб в тишине,
— десяток Розария (по возможности рекомендуется, чтобы первую тайну произносили родители, ожидающие рождения ребенка; вторую тайну может произносить ребенок с родителями; третью тайну — семья с детьми, четвертую — бабушка или дедушка с внуками, пятую — учителя)
— минута тишины и молитва предстоятеля перед завершением.
После завершения молитвы Розария бдение заканчивается благословением Пресвятыми Дарами и перемещением Даров.
d) благословение и перемещение Даров
После небольшой паузы предстоятель подходит к алтарю и читает молитву Слуги Божия Иоанна Павла II из энциклики „Evangelium vitae” (см. приложение), а затем благословляет верных Пресвятыми Дарами.
— вступление: молимся по заступничеству Пресвятой Девы Марии, чтобы представила ниши молитвы Своему Сыну, который является жизнью мира,
— молитва из „Evangelium vitae”, (105)
— Пение «О Жертва Искупления»
— молитва
— благословение
— акты прославления
— перемещение Даров
- ВТОРОЙ ВАРИАНТ БОГОСЛУЖЕНИЯ
I. Вход с процессией со статуей Пресвятой Девы Марии.
Желательно, чтобы в процессии по мере возможности участвовали все верные, или, по крайней мере, большинство. В процессии несут статую Матери Божией, почитаемой в конкретном приходе. Процессия начинается в притворе храма (или от входа в храм) и движется к алтарю. Процессия совершается в умилостивление за грехи, совершенные против человеческой жизни. Можно петь Лоретанскую литанию, добавляя соответствующие обстоятельствам воззвания и просьбы.
a) Призыв к молитве.
b) Процессия с пением литании.
Когда процессия подходит к алтарю, статую Матери Божией помещают на соответствующем месте возле алтаря. Можно спеть «Salve Regina» или другое песнопение в честь Девы Марии. Можно окадить статую (совершить каждение). Дети могут поставить возле статуи свечи и лампадки. С учетом литургического периода не рекомендуется использовать цветы.
c) Приветствие предстоятеля.
d) Чтение Библии (Быт 3, 9-15.).
e) Песнопение (в честь Девы Марии).
f) Краткое слово, подготавливающее к Бдению (Навечерию).
II. Поклонение Пресвятым Дарам
Сопровождать перенесение Пресвятых Даров могут дети со свечами. Поется соответствующее песнопение. Выставление Пресвятых Даров в соответствии с требником, с песнопением «Ave verum».
a) Выставление Пресвятых Даров и каждение
b) Пение «Ave verum»
Предстоятель идет в тишине на место ведущего. Следует молитва Розария – радостные тайны.
c) Размышление над фрагментами Евангелия и Розарий
Начинается размышление над тайнами Розария по схеме:
· чтение фрагмента Евангелия,
· время в тишине,
· размышление, индивидуальное поклонение,
· десяток Розария (По возможности рекомендуется, чтобы первую тайну произносили родители, ожидающие рождения ребенка; вторую тайну может произносить ребенок с родителями; третью тайну — семья с детьми, четвертую — бабушка или дедушка с внуками, пятую — учителя).
· индивидуальная молитва в тишине и заключительная молитва.
d) Просьбы (см. приложение)
Перед Пресвятыми Дарами торжественно произносятся краткие молитвы прославления.
время в тишине,
просьбы; могут быть в форме литании,
поклонение и индивидуальная молитва в тишине.
Перед Пресвятыми Дарами начинается следующая часть бдения — с молитвы Господу Жизни. После этой молитвы все садятся.
e) Вечерня
В качестве гимна можно использовать «Rorate Coeli». В проповеди следует подчеркнуть смысл молитвенного бдения в защиту жизни.
f) Завершение Навечерия и благословение
Перед благословение произносится молитва Слуги Божьего Папы Иоанна Павла II из энциклики «Evangelium vitae» (см. приложение).
— пение «О Жертва Искупления»,
— молитва.
— благословение,
— перемещение Даров.
СХЕМА ПРОПОВЕДИ
1. Что есть человек, что ты помнишь его (Пс 8.5). Во все века человек задается вопросом о смысле жизни.
2. Христос – новый Адам, уже в самом откровении тайны Отца и Его любви, полностью раскрывает человека самому человеку и показывает ему его наивысшее призвание (GS 22). Тайна Рождества Иисуса Христа, которую вскоре мы будем праздновать, является решительным «да» Бога человеческой жизни. Сын Божий в своем воплощении соединился с каждым человеком (GS 22). Рожденный Девой Марией, Он стал воистину одним из нас (GS 22).
3. Сегодня Церковь особым образом чувствует себя обязанной не менее отважно (чем в былые времена) поднять голос в защиту тех, кто сам не имеет голоса. Голос Церкви – это евангельский крик из глубины души в защиту нищих мира сего, тех, кто находится в опасности, в презрении, чьи человеческие права подавляются. Таким образом, этот голос решительно и однозначно утверждает ценность человеческой жизни и ее нерушимость и страстно призывает всех и каждого во имя Божие: чти, охраняй и люби жизнь и служи жизни, каждой человеческой жизни! (EV 5).
4. Защищать жизнь, поддерживать ее, чтить и любить – это задача, которую Бог возлагает на каждого человека (EV 42). Это право и обязанность каждого человека. Незаменимым субъектом этого права и обязанности является семья, которая в то же время является «святыней жизни».
5. Эта задача заключается как раз в священнопраздновании Евангелия Жизни в личной молитве, в богослужении и совершении Таинств. Прежде всего, священнопразднование Евангелия Жизни должно быть реализовано в повседневной жизни, как подарок самому себе (ср. EV 83-86, 87-91). Актуальнейшей на данный момент является задача содействия культуре жизни, где «люди жизни» (ср. 78-79) во всей полноте их разнообразия призваны служить обществу.
6. Молитвенное бдение в защиту зачатой жизни человека должно стать воплем всего человечества, криком, который возносится к Богу Отцу, подателю всех благ, чтобы каждая человеческая жизнь пользовалась уважением, была защищена и любима.
Приложение I:
МОЛИТВА СЛУГИ БОЖИЕГО ИОАННА ПАВЛА II
ИЗ ЭНЦИКЛИКИ «EVANGELIUM VITAE»
О Мария,
заря нового мира,
Матерь всех живущих,
Тебе вверяем дело жизни:
взгляни, Мария, на множества множеств
детей, коим не позволяют прийти в мир,
нищих, которые борются с тяготами жизни,
мужчин и женщин — жертв бесчеловечного насилия,
стариков и больных, убитых равнодушием
или фальшивой жалостью.
Соделай, чтобы все верующие в Твоего Сына
сумели открыто и с любовью возвещать
людям нашей эпохи
Евангелие жизни.
Испроси им благодать приятия его
как вечно нового дара,
радость восхваления его с благодарностью
во всю свою жизнь
и смелость деятельно и стойко
свидетельствовать о нем,
чтобы они могли созидать
вместе со всеми людьми доброй воли
цивилизацию истины и любви
в честь и славу Бога Творца,
Который возлюбил жизнь.
(Иоанн Павел II Папа, Evangelium vitae 105)
Приложение II
ПРОШЕНИЯ МОЛИТВЕННОГО БДЕНИЯ В ЗАЩИТУ ЖИЗНИ
Помолимся Богу, Отцу Жизни и Источнику Милосердия
— Господи, будь милосерден к нам, согрешившим против жизни
Ты укрывал нас в лоне наших матерей
— Спаси и сохрани всех детей с момента зачатия
Твой Сын своим воплощением и рождением Девой Марией дал достоинство каждой человеческой жизни
— Ниспошли нам свет, чтобы мы увидели достоинство каждого человека от момента зачатия
Ты сотворил семью и освятил супружество
— Ниспошли нам дар мудрости, чтобы мы познали, что любовь, которая является источником жизни, достигает своей полноты в супружестве, и осознали, что гормональные противозачаточные средства могут убить зарождающуюся жизнь
Ты источник знания и мудрости
— Просим Тебя, чтобы прекратились манипуляции, уничтожающие человеческие эмбрионы в клиниках
Ты Господь и Вседержитель
— Помоги нам противостоять несправедливым законам, которые позволяют убивать беззащитных детей. Соделай так, чтобы наделенные властью люди имели мужество стать на страже жизни.
Господи Иисусе, ты любил и жалел больных и убогих
— Помоги родителям, которым известно, что их ребенок, находящийся в лоне матери, тяжело болен, полюбить и пожалеть его и позволить ему родиться
Господи Иисусе, Ты исцеляешь больных
— Помогай врачам, чтобы они были защитниками жизни, особенно защитниками жизни больных детей, как до их рождения, так и после их появления на свет
Господи, Ты – Любовь и Милосердие
— Ниспошли благодать обращения и прощения всем, согрешившим против невинной жизни. Исцели их Своею благодатью.