Открытое письмо с призывом сделать грядущий Всеправославный собор открытым для участия в нем женщин
Наша газета уже сообщала ранее, что пятеро известных женщин-богословов Северной Америки опубликовали открытое письмо с призывом сделать грядущий Всеправославный собор открытым для участия в нем женщин.
Авторами открытого обращения стали Кэрри Фредерик Фрост (Carrie Frederick Frost), Сюзан Эшбрук Харви (Susan Ashbrook Harvey), Тева Регул (Teva Regule), Александра Лобас Сафчук (Alexandra Lobas Safchuk) и Гейл Волощак (Gayle E. Woloschak). Все они являются членами Американского Православного богословского общества (Orthodox Theological Society, OTSA), а Гейл Волощак возглавляет это общество. Документ, названный «Женщины и Великий и Святой православный собор», опубликован на сайте Publicorthodoxy.org.
Портал Rublev.com приводит полный перевод этого обращения:
Женщины и Великий и Святой православный собор
В период, когда продолжается подготовка Великого и Святого Собора, который откроется в 2016 году в день Пятидесятницы, мы с нетерпением ждем включения женщин в число его участников.
Делегации, имеющие на Великом и Святом Соборе право голоса, состоят исключительно из иерархов, представляющих четырнадцать автокефальных православных Церквей, и формируются каждой из этих Церквей. Однако на Соборе будут присутствовать и другие участники.
Статья 3 «Регламента организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви», документа, принятого в январе 2016 года [на совещании] в Шамбези, гласит:
«…Сопровождать делегации могут специальные консультанты: клирики, монахи или миряне, но их число, как правило, не может быть более шести (6) человек».
Эти специальные консультанты «могут присутствовать на пленарных заседаниях Собора без права слова или голоса, при этом им надлежит помогать в работе Секретариату Собора или Соборным Комиссиям, где они имеют право слова, и выполнять даваемые им особые поручения».
Эти шесть консультантов составляют общее число участников, не принадлежащих к иерархии православных Церквей. Как указано в статье 14 того же документа, наблюдатели из других христианских церквей будут присутствовать, но не участвовать в Соборе. Квота на участие специальных консультантов предусматривает возможность для священников, дьяконов и монахов присутствовать на Соборе. Благодаря этой норме участвовать в работе Собора могут миряне, и в том числе женщины — если делегации примут решение пригласить их. Несмотря на то, что мы были воодушевлены присутствием женщин на встрече ученых, прошедшей в январе на Фанаре (4—5 января 2016 г. Вселенский патриархат организовал в Стамбуле встречу с участием 30-ти ученых из США, Европы, Азии и Австралии. — Rublev.com), вопрос о возможном участии женщин [в работе Всеправославного собора] оставался неясным до того момента, как данный документ был утвержден в январе 2016 года.
Великий и Святой Собор 2016 года — это событие, ожидаемое c нетерпением, отчасти по причине подхода к пониманию вселенской соборности в православной Церкви, который продолжает трансформироваться. Этот исторический момент предоставляет идеальную возможность обсудить важность присутствия женщин на любом соборном мероприятии православных христиан.
Поддержку идеи присутствия женщин на Соборе можно найти в преамбуле другого предсоборного документа — «Миссия православной Церкви в современном мире», в котором сказано, что Церковь переживает благую весть Евангелия «в особенности при совершении Божественной Евхаристии, собирая ”вкупе” (1 Кор. 11:20) рассеянных чад Божиих (Ин. 11:52) без различия расы, пола, возраста, социального или иного положения во единое тело, где ”нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского” (Гал. 3:28, ср. Кол. 3:11)».
Еще более непосредственное указание содержит тот же документ в статье 5.2: «Православная Церковь исповедует, что каждый человек, независимо от цвета кожи, религии, расы, пола, этнической принадлежности и языка, создан по образу и подобию Божию и пользуется равными правами в обществе». В течение последних двух тысячелетий православная Церковь утверждала, что женщины «созданы по образу и подобию Божию» и «пользуются равными правами в обществе». Мы слышим эхо слов святого Василия Великого, который шестнадцать веков тому назад сказал, что природа мужчины и женщины «равночестна, равны их добродетели, равны награды, одинаково и возмездие» («Шестоднев». Беседа 10. Святого Василия Кесарийского беседа первая о сотворении человека «по образу…»).
Отсутствие шагов по открытому поощрению к участию женщин в Великом и Святом Соборе не согласуется с этим наследием. Кроме того, участие женщин в жизни Церкви в качестве церковных музыкантов (например, певчих, хоровых певцов и регентов), иконописцев, теологов, профессоров богословия, историков, членов приходских и епархиальных советов (то есть, участников церковного управления), сотрудников благотворительных организаций, капелланов, ученых, матерей, монашествующих, педагогов, юристов, жен священнослужителей и т. д. является сегодня коллективным достоянием нашей Церкви. И, поскольку сегодня мы размышляем о соответствующем статусе женщин в рамках Собора, где их влияние более не регулируется имперской властью или социальным положением, мы можем напомнить о ключевой роли блаженной Ирины Афинской (Ирина (ок. 752—803) — византийская императрица, жена императора Льва IV Хазара; за восстановление иконопочитания на Втором Никейском соборе канонизирована православной Церковью в лике святых. Память 9 августа по юлианскому календарю. — Rublev.com) в созыве VII Вселенского собора, который восстановил иконопочитание.
Трудно себе представить, как решения, связанные со множеством тем [предложенных для рассмотрения участниками] этого Собора, могут быть приняты без участия женщин. Обсуждение вопросов, касающихся брака, например, в равной степени относится к женщинам и мужчинам, но вполне возможно, что в формировании соборной повестки дня по вопросам брака примут участие лишь мужчины. В то время как Церковь признает равенство женщин и мужчин (как отмечалось выше), Церковь не отождествляет женщину и мужчину. Эта дифференциация основывается на различном опыте, перспективах и подходах к проблеме, которые должны стать частью учения Церкви и церковных постановлений. Поддержание адекватного диалога по этим вопросам возможно, даже если в работе Собора примут участие всего несколько женщин — если только женщины вообще будут присутствовать на Соборе.
Церковь, которая с самого начала декларировала, что по своему достоинству, природе и возможности спасения женщины и мужчины равны, в XXI веке может приобрести большую пользу, обратив внимание и прислушавшись к голосам своих духовных чад-женщин. Мы надеемся, что многими специальными консультантами Великого и Священного Собора 2016 года станут женщины. Мы убеждены в том, что на этом Соборе будет сформирована новая модель вселенской православной соборности, а также в том, что на будущих церковных соборах женщинам будет предоставляться больше возможностей для участия.
Данный документ был составлен в рамках специального проекта «Великий и Святой Собор» Православного богословского общества Америки и опубликован Центром исследований православного христианства Университета Фордхэм.
Женщины-богословы — авторы открытого письма
Гейл Волощак (Gayle E. Woloschak)
В настоящее время является профессором радиационной онкологии Северо-западного университета в Чикаго и адъюнкт-профессором религии и науки в лютеранской Школе теологии Чикаго, а также в Богословской семинарии Питтсбурга. В сферу ее научных интересов входят молекулярная биология, радиационная биология и нано-биотехнологии. В области научно-религиозных знаний ее работы посвящены проблемам эволюции, исследования стволовых клеток и экологии.
Свое богословское образование она получила в университете Баламанда (Антиохийский патриархат), а также Богословской семинарии Питтсбурга. Президент Православного богословского общества Америки (Orthodox Theological Society of America).
Автор большого числа научных статей.
Кэрри Фредерик Фрост (Carrie Frederick Frost)
Доктор религиоведения в университете Вирджинии (США). Профессор в Свято-Софийской православной семинарии (Свято-Софийская семинария — учебное заведение Украинской православной церкви в США, также известной как Украинская православная церковь США и Рассеяния — самоуправляемой православной церкви в составе Константинопольского патриархата. — Rublev.com). Член Православного богословского общества Америки (Orthodox Theological Society of America).
В своей научной деятельности фокусируется на богословских вопросах, связанных с семьей и материнством.
Сюзан Эшбрук Харви (Susan Ashbrook Harvey)
Почетный профессор религиоведения Брауновского университета (США). В сферу научных интересов входят философия, история древней Церкви, византология, литературоведение, культурология, история монастырей и монашества, а также исследования, связанные с положением женщин в раннехристианскую эпоху. Член Православного богословского общества Америки (Orthodox Theological Society of America).
Автор нескольких книг, среди которых — «Песнь и память: Библейские женщины в сирийской традиции» (Song and Memory: Biblical Women in Syriac Tradition. Milwaukee: Marquette University Press, 2010), «Святые женщины Сирийского Востока» (Holy Women of the Syrian Orient, co-authored with S.P. Brock (Berkeley: University of California Press 1987) и др., и большого числа публикаций.
Тева Регул (Teva L. Regule)
Кандидат богословия. Помимо литургического богословия, церковной истории и исследований богослужебной традиции, ее научные интересы включают экклесиологию, экуменизм, теологическую антропологию и вопросы служения женщин в Церкви.
Член различных церковно-общественных организаций — таких как Общество восточной литургии (Society of Oriental Liturgy, SOL), Американского Православного богословского общества (Orthodox Theological Society, OTSA) и других.
На протяжении многих лет принимала активное участие в работе церковных молодежных организаций. Десять лет посвятила работе в Американском обществе румынской православной молодежи (American Romanian Orthodox Youth, AROY), два из которых являлась его президентом.
Т. Регул работает в Массачусетском технологическом институте (MIT) менеджером компьютерных сетей в Лаборатории ядерных исследований. Она имеет степень магистра музыки консерватории Новой Англии и степень магистра в области компьютерных технологий Бостонского университета.
Тева Регул активно участвует в жизни прихода как певчая и чтец, однако подчеркивает, что ее всегда огорчали существующие ограничения на участие женщин в литургической жизни. «Я чувствую, что эта ситуация вредна не только для самих женщин, которые хотели бы поделиться своими талантами, но она препятствует действию Святого Духа в Церкви в целом», — призналась она на страницах интернет-журнала “The St. Nina Quarterly”, посвященного проблемам церковного служения женщин.
Александра Лобас Сафчук (Alexandra Lobas Safchuk)
Выпускница Свято-Владимирской православной семинарии (St Vladimir’s Orthodox Theological Seminary, SVS), магистр богословия. Член Православного богословского общества Америки (Orthodox Theological Society of America).
Являлась секретарем семинарской Ассоциации выпускников, член Совета выпускников SVS. Принимала участие в организации обучающих программ для женщин — выпускниц православных учебных заведений под эгидой Постоянной конференции канонических православных епископов Америки (Standing Conference of the Canonical Orthodox Bishops in the Americas, SCOBA).