Отец Александр Мень и Папа Франциск: неслучайное совпадение
Много общего находит в миссионерской проповеди Папы Франциска и протоиерея Александра Меня (1935-1990) французский историк, профессор факультета славистики Парижского Университета «Нантер-ля-Дефанс» Ив Аман. Эти пастыри не были знакомы, они удалены друг от друга конфессионально, хронологически, исторически; «тут не может быть и речи о взаимном влиянии», но эти совпадения не случайны. Эту тему И. Аман раскрыл на международной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения и 25-летию со дня гибели о. Александра Меня.
Ив Аман хорошо знаком с наследием подмосковного пастыря – вскоре после его убийства он написал книгу «Отец Александр Мень – Христов свидетель в наше время». По словам профессора, о. Александру было свойственно понимание христианства, которое сформулировал Сергей Аверинцев: «Современная эпоха дает шанс христианству как миссионерской религии, как религии новых обращенных, как религии, основанной на динамике Благой вести».
«Динамизм Благой вести» подразумевает обращенность христиан к будущему, возрастание каждого христианина в Церкви. Докладчик напомнил «знаменитые слова о. Александра, которые он произнес за два дня до гибели, о том, что христианство только начинается». «Да, говорил отец Александр, мы неандертальцы духа. Христианский идеал слишком высок, чтобы человечество им прониклось за два тысячелетия. Это значит, что нам предстоит еще очень долго духовно расти, перед нами еще очень и очень долгий путь, но это путь вперед, а не назад».
Этот динамизм предполагает активную миссионерскую позицию. «О. Александр был именно пастырем-миссионером. Он четко определял задачу миссионера – помогать людям прийти ко Христу, привлекать людей ко Христу», и в этом смысле в шутку сравнивал себя с акушером, вспоминал Ив Аман.
Он помнит также слова о. Александра о том, что христиане должны со своими неверующими современниками найти общий язык – «не отождествляясь с ними полностью и не отгораживаясь от них стеной архаики. Это значит, что мы должны поставить заново, свежо, как бы открывая это впервые, все те вопросы, которые ставит перед нами Евангелие». И сам священник обладал исключительным умением найти общий язык с любым человеком. Другими словами, он занимался «инкультурацией Евангелия в современную культуру».
«Очень похожую модель предлагает Папа Франциск, у которого был богатый пастырский опыт в Латинской Америке», — продолжил историк. В проповедях понтифика он находит и понимание исторического динамизма христианства, и явный приоритет миссионерской направленности современной Церкви. Ив Аман привел несколько цитат из недавних проповедей Папы Франциска, подтверждающих это. Например: «Церковь должна заниматься самым главным — первым возвещением: «Иисус Христос спас тебя!» Возвещение в миссионерском стиле фокусируется на главном, на необходимом, на том, что больше всего увлекает и притягивает, заставляет сердце гореть, как у учеников из Эммауса, передает новизну и благоухание Евангелия»; «Проповедь Евангелия должна быть простой, глубокой, излучающей свет. Именно из такой проповеди и возникают затем все нравственные наставления»; «Есть соблазн искать Бога в прошлом или в будущем. Бог, конечно, в прошлом, потому что мы можем видеть знаки, которые Он оставил. И Бог также в будущем, как обетование. Но Бог «конкретный», скажем так, пребывает в сегодняшнем дне…, с Ним нужно встречаться не в прошлом или в будущем, а именно сегодня»; «Традиции и память о прошлом должны помочь нам найти в себе мужество, чтобы открыть новые сферы для Бога».
Французского профессора поражают эти совпадения: «Если не знать, что это сказал Папа Франциск, вполне можно подумать, что это слова о. Александра».
«Здесь не просто случайное совпадение между двумя пастырями, живущими в разной среде. Они отвечают на похожие вызовы времени… По-видимому, определенный водораздел проходит не столько между конфессиями, сколько между разными пониманиями христианства в каждой конфессии—между статичным и динамичным пониманием. То, о чем говорит Папа Франциск, отец Александр задолго до этого проводил в жизнь. Поэтому для христиан других конфессий столь важно ознакомление с подходом отца Александра к пастырству, углубленное изучение его пастырского опыта», — убежден Ив Аман.
Отец Александр не дожил до XXI века. Но докладчик считает его современным «образцом христианского пастыря» именно потому, что его наследие так актуально сейчас, «в наше постхристианское время».
Юлия Зайцева
Источник: Благовест-инфо