Отец Григорий Федосеев, викарий прихода в Екатеринбурге: «даже если всё против нас, Бог – за нас!»

О различных сторонах священнического служения размышляют участники Пастырской конференции священников Преображенской епархии, прошедшей 25 – 27 мая с.г. в Новосибирске

Дорогие собратья в священническом служении, дорогие братья и сестры!
Мы только что слышали чтение из Евангелия от Марка (Мк 10,28-31), где говорится об учениках Иисуса, которые оставили ради Него всё – дома и имущество, родителей и семьи. И им было дано обетование: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной». Это, конечно же, сказано в первую очередь о нас, священниках.
Я представляю себе этакую паузу, вопросительный взгляд апостолов на Иисуса. И Господь прямо им обещает, что они получат значительно больше, чем оставили. Могу признаться, что случается такое искушение: иногда – еще до рукоположения, иногда – сразу после него или спустя какое-то время. Ты начинаешь проверять себя: «а ради чего, собственно, я стал священником?» Ради тех благ, которые за этим должны последовать, или ради того, чтобы исполнять волю Божию, стать бескорыстным Божьим служителем? И я начинаю свой подсчет. Братьев и сестер у меня и в самом деле много… Домов – пусть не сто, но и под открытым небом не оказался. Но такие подсчеты могут затуманить взор, поскольку заставляют забыть о главном, о том, что Господь совершил в твоей жизни. Через 38 дней я буду отмечать 5-ю годовщину своего священства. И чем дольше я живу, тем больше удивляюсь тому, что тогда произошло. Как получилось, что Господь вдруг взглянул на меня, избрал, потом еще 9 лет испытывал, и, всё же, допустил к Таинству?
Я вспоминаю, как первое время после рукоположения всё складывалось у меня просто прекрасно: меня хвалили, поздравляли… А, между тем, присутствовал здесь и вредный момент. Появилось почти неосязаемое на первых порах искушение: то, что совершил в твоей жизни Бог приписать себе самому. Это я такой молодец, говорю такие хорошие проповеди, так хорошо готовлю людей к Таинствам, так хорошо исповедую… А когда наступает время испытаний, выясняется, что к ним-то ты и не готов. Оказывается, и у конкретных людей, которых ты, казалось бы, прекрасно знаешь, долго что-то против тебя копилось, и в какой-то момент они всё это высказывают, причем в довольно резкой форме. А ты недоумеваешь: за что это меня так? Ведь я такой хороший!
Но в такие моменты и открываются глаза, в такие моменты ясно сознаешь, что всё хорошее, что я делал, делал на самом деле не я, а Господь. Если что-то хорошее говорил, то говорил не я, а Господь. Если кому-то сделал добро, то сделал не я, а Господь. И тогда ты по-новому понимаешь только что услышанное слово: действительно, ты получил во стократ, но не это главное. Иисус ведь сказал и нечто другое: «Ищите прежде Царствия Божия и славы его, а всё остальное приложится вам». И в самом деле, прилагается! Но прилагается только в том случае, если не путаешь причину со следствием, главное со второстепенным.
Я помню, как на одном из уроков в семинарии мы рассуждали о счастье, о том, как можно стать счастливым. И наш преподаватель философии сказал тогда, что к счастью нельзя стремиться непосредственно. Если кто-то просто «хочет быть счастливым», то счастливым он никогда не станет. Счастье – это такое неуловимое состояние, такой сопутствующий фактор, который возникает тогда, когда ты делаешь то, что должен. Счастье – не самоцель, а некая награда, «нечаянная радость». Если же мы об этом забываем, то тут же начинаются серьезные проблемы.
В Польше есть поговорка о трех главных искушениях священника. Это рифмованная поговорка, а ее прозаическое переложение на русский язык звучит так: «бутылка, деньги, женщина…». Ради них порой пренебрегают своим уникальным, превосходящим всякое воображение даром. Так бывает, когда оказываешься один, и начинаешь искать решения не там, где надо.
И как же поступать в подобных случаях? К истине призывает нас Господь, и священникам очень важно находиться в постоянном общении друг с другом, чтобы в Таинстве исповеди, но и не только в исповеди, а и в откровенном разговоре, суметь распознать приближение проблемы. Но расстояния в нашей епархии большие, и мы, священники, собираемся вместе довольно редко.
Однако священники существуют не сами для себя, а для служения общине. Связь между священником и общиной – самая глубокая, самая непосредственная и необходимая. И я уверен, что ответственность тут – обоюдная. Правильно ли, если община молчит, видя, что ее священник «падает», ведет себя неподобающим образом? В таком случае именно община совершает грех, поскольку не поддерживает служителя в его служении. Вполне возможно обличать пастыря, если речь идет о серьезных вещах, пусть такое увещевание и будет высказано в деликатной форме. Ведь Дух Святой говорит и действует не только в лице иерархии. Дух Святой почиет на всей общине и на отдельных, избранных для конкретного случая людях. Разве можно позволить себе равнодушие, когда в опасности оказывается призванный ходить по лезвию меча, тот, кто находится на передовой, принимая на себя обстрел неприятеля, т.е. «духов злобы поднебесной»!? Снайперы на войне стремятся поразить в первую очередь офицеров, т.к. именно они ведут в бой и вдохновляют остальных. Если убить командира, все прочие будут дезориентированы. И нравственное падение священника наносит огромную рану Церкви, дезориентирует народ Божий.
Конечно, за священников постоянно нужно молиться. Но случается так, что одной только молитвы недостаточно. Не будет ли правильным в этом случае спросить: «Отче! Мне кажется, что-то здесь не в порядке. Так успокойте же мое сердце!» Иногда и такого тихого слова может хватить, чтобы священник опомнился, осознал, что является самым главным в его жизни. Такое дело по праву можно назвать великим: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак 5,19-20).
К сожалению, среди нас, молодых священников Преображенской епархии, получивших рукоположение в России XXI века, уже есть потери. Я долго и мучительно размышлял о том, что же на самом деле произошло. И снова и снова убеждался, что были допущены две ошибки. Ошибку допустил сам священник: он не был открыт; и, когда проблема только зарождалась, ни с кем не поговорил об этом. Но вина лежит и на верующих, которые всё видели, но оставались в стороне, молчали. Так будем же, дорогие братья и сестры, «носить бремена друг друга», как призывает апостол. Наш крест тяжел, но Господь помогает! Меня очень утешает та мысль, что наше, новозаветное очень отличается от священства любой другой религии. Мы – священники не в силу принадлежности к какой-то касте, не по «зову крови»: мы индивидуально получаем этот великий дар. Мы – лишь соучастники в священстве Иисуса Христа. Это Он принес Жертву, а нам доверил не «автономное служение», а сопричастность к Своему Милосердию, что становится особенно наглядным в Таинствах Евхаристии и Исповеди. Какими бы слабостями не был обременен тот или иной священник, Иисус не лишает его Своей любви и дара сопричастности к Собственному Священству. Как же меня это радует и утешает! Может быть, и кому-то из присутствующих здесь священников эта мысль поможет сохранить верность Богу и полученному от Него призванию. Бог продолжает действовать через нас, несмотря на все наши немощи! Даже если «всё против нас», Бог – за нас! Я думаю, что это должно наполнить радостью не только наши священнические сердца, но и сердца наших дорогих мирян. Ведь это они, невзирая на личные особенности священника, находятся под надежной защитой Бога!

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна