Опубликовано Послание Бенедикта XVI на Великий Пост-2013
«Для здоровой духовной жизни необходимо избегать как фидеизма, так и моралистического активизма». Эта мысль стала ключевой для Послания Папы Бенедикта XVI на Великий Пост 2013 года, обнародованного в последний день января. В нем Папа говорит о «неразрывном переплетении» веры и дел милосердия и призывает христиан в своей благотворительной деятельности стать отражением любви Христа к человеку.
Послание понтифика представил председатель Папского Совета «Cor Unum» кардинал Роберт Сара. Он также рассказал журналистам о деятельности католических благотворительных организаций. Очень многие удивляются, как мало мы сами говорим о том многом, что сделали в этой сфере, — отметил чернокожий иерарх. Между тем, если бы подобной информации было бы больше, это способствовало бы улучшению репутации Церкви в обществе. Вместе с тем, подлинный размах католической благотворительности оценить трудно, поскольку большая часть этой работы проделывается на низовом уровне: в 165 региональных организациях «Каритас» и в основном силами добровольцев. Бенедикт XVI лично выделил в 2012 г. на благотворительные проекты 3,5 миллионов долларов.
Эпиграфом к Папскому посланию служат слова из Евангелия от Иоанна (Ин 4,16): «Мы познали и поверили в любовь Бога к нам». Они выражают ту истину, что христианин любит ближнего не в силу своей доброжелательности, но потому, что испытал на себе любовь Христа, и именно об этой любви он свидетельствует другим людям. Бенедикт XVI, вслед за святым апостолом Павлом, размышляет о правильном соотношении между верой и милосердием, а также о необходимости избегать доминирования одного над другим. Вера и милосердие, пишет Папа, являются «неразрывно переплетёнными» добродетелями, и поэтому совершенно неверно противопоставлять их в «ключе диалектики», как, например, когда пытаются заменить понятие «милосердие» «солидарностью» или же «обычной благотворительностью».
С одной стороны, замечает Папа, «сильно ограничивает себя тот, кто делает основной акцент на приоритете и главенствующей роли веры, но при этом недооценивает и почти презирает конкретные дела милосердия, сводя их к области общего гуманизма. Однако, с другой стороны, в равной степени односторонним будет утверждать преувеличенное преимущество милосердия и его действенности, считая, что дела вполне могут заменить собой веру. Для здоровой духовной жизни необходимо избегать как фидеизма, так и моралистического активизма».
Христианин, — отмечает Святой Отец, — в особенности, если он «работник милосердия», является «человеком, покорённым любовью Христовой», и поэтому «он на деле широко открыт любви к ближнему». Далее Папа Бенедикт XVI образно объясняет природу этой любви. «Христианская жизнь, — пишет он, — представляет собой непрерывное восхождение на гору для встречи с Богом, чтобы затем сойти вниз, принося с собой любовь и силу, исходящие от Господа». Эти дары предназначены для служения всё в той же Божественной любви нашим братьям и сестрам.
Исходя из этого, нетрудно понять, что «величайшим делом милосердия» для христианина является дело евангелизации, то есть «служение Слова». Кроме того, творя дела милосердия, христианин знает, что приносят плод не столько его собственные усилия, сколько «спасительная инициатива», исходящая «от Бога, по Его благодати». Всё это вовсе не ограничивает нашу свободу и нашу ответственность, но делает их подлинными и ориентирует на дела милосердия.
В заключительной части своего Послания Бенедикт XVI приходит к выводу: бездейственная вера подобна неплодоносящему дереву. И если вера даёт нам познать истину о Христе как о воплощенной и распятой Любви, то дела милосердия позволяют нам проникнуть в эту любовь и побуждают к полноте самопожертвования.