Опубликовано исследование об Иоанне Павле II и конце коммунизма в Польше
«Иоанн Павел II и конец коммунизма. Переходный период в Польше с 1978 по 1989 гг.» — так называется книга, изданная Guerini e associati, победителем 14-й премии Desiderio Pirovano, присуждаемой институтом Луиджи Стурцо в Риме, целью которой является оценка исследований по истории Церкви и христианства.
Автор издания Массимилиано Синьифреди среди свидетельств и уникальных источников напомнил о влиянии Кароля Войтылы на возникновение в Варшаве первого некоммунистического правительства в Восточной Европе.
«Иоанн Павел II не побоялся перемен, он поверил, он сам был глубоко убежден, что переход к демократии был возможен без пролития крови, с помощью диалога. Иоанн Павел II был твердо уверен в диалоге. Он говорил, вспоминая молитву о религиях в Ассизи, по поводу конца коммунизма: «Мы не напрасно молились в Ассизи». Иоанн Павел II верил в историческую силу молитвы и поэтому его вкладом, как верующего, было то, что с силой молитвы он противопоставил себя системе, которая очень мало внимания уделяла религии», — отметил автор книги в интервью «Радио Ватикана».
Для создания материала книги Массимилиано Синьифреди обращался в архивы Польши.
«Поиск был долгим, и он шел в коммунистических архивах Польши. Я обнаружил богатую библиографию опубликованных текстов. У меня была возможность собрать мнения некоторых свидетелей и коллег Иоанна Павла II, и я также собрал мнения противников Иоанна Павла II, начиная генералом Ярузельским и другими представителями польского коммунистического правительства, которое спустя годы не отрицает незаменимую роль Папы для мирных перемен», – сказал Синьифреди.
Напомним, Войцех Ярузельский принял в 1981 году в Польше жесткий закон, чтобы противодействовать антикоммунистическому профсоюзному движению «Солидарности», прежде чем разрешить первые демократические выборы.
«Необходимо сказать, что Ярузельский – личность, к которой Иоанн Павел II питал уважение. Мне Ярузельский сказал, что Иоанн Павел II всегда казался ему патриотом, с которым можно было идти одной дорогой. На самом деле, мирное завершение польского переходного периода (начавшегося, по моему мнению, с избрания Иоанна Павла II в октябре 1978 года и завершившегося в 1989 с концом коммунизма в Польше), показало, что Ярузельский и польские коммунисты нашли способ вести диалог: они обнаружили метод диалога. Близкий друг Иоанна Павла II (мне приятно его упомянуть), о. Тишнер, специализирующийся на философии диалога, говорил: «Диалог создает нечто, что не существует, сближает собеседников и помогает им понять позиции друг друга». Коммунисты и не-коммунисты Польши пришли к соглашению», — отметил Массимилиано Синьифреди.
Также он рассказал, какая роль Кароля Войтылы была в польской Церкви до и после избрания на папский престол в 1978 году: «До октября 1978 года Войтыла был кардиналом архиепископом в Кракове, но он не был публичной личностью в Польше; он был епископом-священником, участником собора, который пожелал Синода архидиоцеза Кракова с 1972 по 1979 гг. во время своей первой поездки, потому что он был избран Папой в короткий срок, но не имел публичного голоса, который бы делал его лидером. Войтыла всегда был позади Вышинского, примаса Польши, который представлял сопротивление Церкви, неукротимой и полной мирян, священников, монахов и монахинь, которая должна была противостоять попыткам коммунистов ослабить ее и уничтожить в глубоко католической стране».
Источник: katolik.ru