о. Томас Гарсиа, SJ: «Образование – это не только получение знаний»
С начала марта открыт набор на следующий учебный год в Институте св. Фомы в Москве в трёх направления: «Иисус истории и Христос веры. Христология в диалоге», «Искусство и духовность. Художественная культура средних веков и возрождения» и «Психология и духовное развитие человека». Редактор портала Рускатолик.рф Анастасия Орлова поговорила с его ректором, отцом Томасом Гарсиа, SJ, о новых программах и направлениях развития института.
— Отец Томас, насколько я понимаю, принципиальное отличие нового набора в том, что эти программы рассчитаны на один учебный год, а не на два, как это было раньше. Почему было принято такое решение?
— Теологическое образование в Институте св. Фомы продумано следующем образом: сначала студент может получить общие знания в теологии – это то, что мы называем «Вера и диалог». Несмотря на то, что это введение, процесс обучения очень глубокий. После введения студенты Института или новый набор имеют возможность получить более глубокие и специфические знания – это «Иисус истории и Христос веры».Это изучение христологии через догматическую, историческую, библейскую и религиоведческую перспективу. В будущем это более специфическое знание может быть направлено на экклесиологию, эсхатологию и др.
В программе «Искусство и духовность» оперирует такая же логика. Студент может получить на первом году общие знания о развитии христианского искусства на Западе и Востоке, и на следующем академическом году (2016- 2017) студенты или новый набор могут углубить свои знания через программу «Искусство и духовность. Художественная культура средних веков и возрождения». Это дает имвозможность выбрать, насколько глубоко они хотят обучаться этим предметам.
В программе «Психология и духовное развитие человека» логика немного другая, поскольку это более практическое направление. Мы хотим попробовать в следующем академическом году сконцентрировать программу до одного года обучения, чтобы было удобнее для студентов, особенно для тех, кто хочет повысить свою квалификацию. В будущем мы хотим предложить более короткую, направленную, практическую программу на один семестр.
— То есть теперь вы предлагаете более узко специализированные программы: не богословие, в целом, а именно христологию; не просто искусство, а художественную культуру конкретных исторических периодов…
— Именно, как я сказал, идея такая: идти от более общего и качественного введения к более узко специализированным и далее повторять эту динамику. Это дает возможность нашим студентам продолжать учиться у нас и для нового набора идти к более специфическим дисциплинам без нужды идти через общее введение. Это образ обучения теологии и искусству очень подходит для дополнительного образованию и является инновационным. Одновременно эти более специфические программы позволяют студентам изучать такие предметы, как «Иисус в контексте ислама», «Иисус в контексте иудаизма» или «Иисус у еретиков». Или – в контексте искусства – изучать Средневековую гимнографию и литературу, христианскую мистику и её отражение в искусстве… Это предметы, которым было бы невозможно обучиться в рамках общей программы.
— На сайте института написано, что вступительные экзамены отсутствуют, однако, придется пройти вступительное собеседование. Для чего оно? Что оно должно выявить?
— Да, вступительные экзамены отсутствуют, так как это дополнительный стресс для студентов. Вступительное собеседование существует по разным причинам: во-первых, Институт хочет познакомиться со студентом с самого начала, чтобы узнать его интересы, идеи, сферу деятельности, и что он ожидает от института. Мы верим, что образование – это не только получение знаний, но это также и личный процесс, где большую роль играют их интересы, община студентов, диалог с преподавателями и студенческие мероприятия (конференции, походы в музеи и др.). Во-вторых, на этом собеседовании обсуждается возможность получения дополнительного общего образования или повышения квалификации, в зависимости от имеющийся специальности поступающего. Исходя из этого, программа для обучающегося будет немного отличаться.
— Сам набор дисциплин подсказывает, что в числе преподавателей института должны быть как духовные лица, так и светские специалисты. Вы сотрудничаете с какими-то светскими учебными заведениями?
— То, что обогащает Институт – это то, что здесь собираются профессоры из разных Институтов и Университетов Москвы и одновременно разные духовные лица православного и католического мира. Это понятно, поскольку среди наших студентов есть католики, православные, протестанты и те, кто не принадлежит к какой-либо религиозной конфессии. Мы очень внимательно относимся к приглашению наших преподавателей, чтобы обучение было максимально качественным, поэтому среди них есть преподаватели из МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ и других ведущих московских вузов. Более формально Институт также сотрудничает с разными Институтами и Университетами по определенным проектам, к примеру, каждый год мы организуем конференции совместно с такими учебными заведениями как Государственный Санкт-Петербургский Университет, Институт Европы, Григорианский Университет и др., также есть несколько будущих проектов совместно с НИУ ВШЭ.
— Написаны сотни научных работ о теоретических принципах иезуитского образования. Многие крупнейшие мировые университеты основаны и по сей день окормляются иезуитами. Не могли бы вы кратко назвать основные столпы иезуитского подхода и как они реализуются в Институте св. Фомы?
— Иезуитское образование развивалось по-разному в течение последних веков, нельзя сказать, что оно было одним и тем же. Иезуитское образование в начале было вдохновленно образованием Университета Парижа, где учился св. Игнатий. В 1591 г. было написано Ratio Studiorum – документ, который определил план для обучения в иезуитских школах и который с успехом существовал много лет. Иезуиты с самого начала преподавали в разных Университетах и потом создали свои. В настоящем действует прекрасное сотрудничество между ними. Сам Институт св. Фомы – член органа, объединяющего все иезуитские факультеты теологии и философии в Европе, и оттуда мы черпаем много идей.
Отвечая на Ваш вопрос, я сказал бы, что иезуиты понимают образование как мультидисциплинарный процесс – это не только получение информации или развитие какой-то профессиональной компетенции, это интегративный подход, вовлекающий каждого человека, его способность идти к диалогу с другими студентами и преподавателями, понимать общество, в котором он живёт, и помогать найти человеку свою личную миссию, чтобы делать это общество лучше.
— Какие «внеклассные» инициативы предлагает институт для своих студентов и друзей?
— Одна из характеристик Института св. Фомы – это большое количество «внеклассных» мероприятий. Есть разные цели: первые и более очевидные – быть вместе, проводить время с интересом. Это помогает студентам и друзьям Института познакомиться друг с другом и поделиться опытом. Для нас особенно интересно обогатить перспективы наших студентов и друзей. Допустим, для теологов очень важно познакомиться с другими верующими и представителями другого вероисповедания – это рождает диалог, толерантность и глубину, поэтому мы посещаем разные церкви, синагоги и мечети. Для студентов искусства посещение музеев вместе дает возможность обсудить на месте то, чему они обучились, и то, что они чувствуют. Помимо этого в Институте существует клуб Английского языка, киноклуб и Библиодрама. Все эти внеклассные инициативы обогащают опыт обучения наших студентов. Мы хотим, чтобы после их выпуска, они знали о себе больше, понимали общество, где живут, и могли бы служить ему обучением, которое они получили.
— Как вы видите дальнейшую эволюцию учебной программы? Вы продолжите развивать три предложенных направления, или нам ждать чего-то совершенно нового? Возможно, есть какие-то конкретные мечты и планы, которые могут быть реализованы в перспективе?
— Есть разные перспективы и проекты в Институте для развития их в будущем. Пока мы остановились на трех направлениях: теология, психология и искусство. Каждая программа сама по себе важна для наших дней, но из этих трех мы будем больше развивать теологию. Теология – это особенная наука, которая помогает нам глубже понимать наше время, природу человека, и в России идти к диалогу, прежде всего, к православным и к протестантам. Не надо забывать, что мы единственное католическое и иезуитское образовательное учреждение в Москве.
Беседовала Анастасия Орлова
Фото: Наталья Гилева
Источник: Рускатолик.рф