О любви к домашним животным
В преддверии Дня св. Валентина этого года были обнародованы удивительные данные социологического опроса, согласно которым одна пятая часть респондентов выразила желание отметить этот день скорее в обществе домашних животных, нежели близких людей.
Как сообщило 8 февраля с.г. Агентство Рейтер, опрос охватил 24 тысячи человек в 23-х странах. При этом характер ответов в большей мере зависел от возраста и суммы дохода, нежели от пола и национальности. Лица моложе 35-ти лет в 25% случаев предпочли домашнее животное близкому человеку. В возрастной группе 35-54 лет таковых оказалось 18%, а среди тех, кто старше 55-ти – 14%.
Предпочитающих общество домашних животных обществу людей также несколько больше в группе лиц с низкими доходами, по сравнению с теми, у кого доход оценивается как средний или высокий.
Данные опроса лишь подтверждают существующую тенденцию «очеловечения животных». 23 января британская «Телеграф» рассказала о возрождении древнего языческого обычая, следуя которому владельцы домашних животных хотят быть похороненными вместе со своими любимцами. Газета сообщила, что в наступившем январе архитекторы в Линкольншире одобрили проект очередного объединенного кладбища, предназначенного для людей и животных, в ряду многих других, существовавших ранее. В статье были процитированы слова Пенни Лэлли – управляющей кладбищенским хозяйством в Пенвис, Западный Корнуэлл. Лэлли сообщила изданию «Телеграф», что с 2003 г., когда были разрешены погребения вместе с животными, она уже похоронила 30 человек вместе с их домашними питомцами, а 120 таких заявок подано на ближайшее будущее.
«Для многих людей потеря домашнего животного равносильна потере члена семьи, тем более, что животные ныне играют в структуре семьи и в обществе пожилых людей свою собственную, самостоятельную роль», — прокомментировала ситуацию Элейн Пендлебери, хирург-ветеринар, представляющая благотворительную организацию для животных PDSA.
Идея совместных похорон имеет в качестве предшественницы идею кладбищ для животных. Не далее как в октябре прошлого года газета «Чикаго Трибьюн» опубликовала статью об одном из самых старых таких кладбищ в США. На кладбище животных в Виллобрук, штат Иллинойс, произведено более 15-ти тысяч захоронений. В статье процитированы слова Майкла Шеффера, автора книги «Одна нация под собакой» («One Nation Under Dog»), наблюдавшего за эволюцией надписей на надгробных памятниках. Эти наблюдения позволяют утверждать, что имеет место эволюция: домашние животные постепенно возвышаются до статуса полноправных членов семьи.
«Если вы придете на старое кладбище для животных и почитаете эпитафии на старых надгробных камнях, то это будут надписи типа: “Здесь лежит Фидо, преданный служака”, или: “Здесь лежит Фидо, лучший друг человека”, — отметил Шеффер. – А вот теперь эпитафии гласят: “Моя маленькая девочка”, или: “Мама и папа скучают по тебе”. Люди приравняли своих домашних животных к детям. И это – весьма драматическая тенденция развития».
Необходимо признать, что речь здесь идет отнюдь не только об эмоциях, поскольку люди готовы потратить весьма значительные денежные суммы на своих домашних питомцев. В той же статье в «Чикаго Трибьюн» отмечено, что один из владельцев, некто Эрни Ямич, потратил на похороны своей собаки 2 100 долларов, а еще раньше потратил 7 000 долларов на медицинские услуги, пытаясь продлить ей жизнь.
Рост расходов на содержание домашних животных особенно характерен для последних лет. 8 февраля Американская Ассоциация производителей товаров и услуг для домашних животных (APPA) опубликовала статистические данные за последний год. По статистике валовой продукт в отрасли индустрии, обслуживающей домашних животных, вырос на 5,4%, с 42,3 миллиардов долларов в 2008 г. до 45,5 миллиардов долларов в 2009 г. В то время как в условиях кризиса во всех без исключения сегментах экономики наблюдается спад, отрасль, обслуживающая домашних животных, наращивает обороты. Авторы отчета ожидают в текущем, 2010 году рост оборота еще на 4,9%, что составит 47,74 миллиарда долларов в абсолютных цифрах.
Самые значительные показатели роста наблюдались в 2009 г. в сфере ветеринарной службы здоровья – 8,5% по сравнению с 2008 г. В арсенале ветеринаров – диагностика внутренних органов с использованием самой современной аппаратуры, зубопротезирование, сложные хирургические операции, лечение антидепрессантами и многое другое.
По убеждению президента APPA Боба Ветера, следствием «очеловечения домашних животных» является стремительное сокращение разницы в качестве жизни между людьми и их домашними любимцами. Эта разница почти полностью нивелируется во всех областях, начиная с питания и одежды, и заканчивая сферой здравоохранения и услуг.
Отметим, что, согласно данным с веб-сайта APPA, еще в 1998 г. валовой продукт индустрии, обслуживающей домашних животных, составлял всего лишь 23 миллиарда долларов. Следовательно, за 10 лет это показатель вырос более, чем вдвое.
Другое недавнее исследование, проведенное аналитиками мировой индустрии, проанализировало положение дел на рынке аксессуаров, предназначенных для домашних животных. По их расчетам к 2015 г. товарооборот на этом рынке достигнет цифры в 17,2 миллиарда долларов. «Гуманизация отношений с домашними животными является одной из основных причин роста на рынке предназначенных для них аксессуаров, — утверждает выпущенный авторами исследования пресс-релиз. – Владельцы рассматривают своих домашних животных, особенно собак и кошек, в качестве полноправных партнеров, и желают предоставить им такую же заботу, какую обычно предоставляют супругам и детям».
Тенденцию к «очеловечению» домашних животных прокомментировала директор Центра медицины, этики и законодательства Университета МакДжили в Канаде Маргарет Сомервилль в своей статье, размещенной 27 января в сети Mercator.net.
Сомервилль отметила, что целый ряд специалистов по этике уже сейчас требует предоставить животным статус личности. Однако, по мнению автора, это не лишком удачная идея, поскольку тем самым была бы подорвана особая позиция человека в мире, его право на особое отношение к себе. «Иными словами, если животное возведут в статус личности, человеческую личность низведут до уровня животного», — подводит итог автор. По убеждению Маргарет Сомервилль, мы должны по-прежнему настаивать, что все люди – это личности, и что только люди могут быть личностями.
Применение категории «личность» исключительно к людям – это тот путь, на котором мы сможем добиться большего уважения к человеческой жизни. Так, например, право на аборт признается кое-где законодательством как раз потому, что нерожденных младенцев не признают человеческими личностями, — отметила Сомервилль.
Между тем, у противоречия, на которое указывает Сомервилль, – снижающимся уважением к человеческой жизни, которое сопровождается возведением животных в статус «квази-людей», – есть и важный теологический аспект. Его мимоходом коснулся Бенедикт XVI на общей аудиенции 11 января 2006 г., комментируя псалом 144 (143). В этом псалме есть такие строки: «Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?» «Какое это счастье для людей – знать своего Создателя, — сказал Святой Отец. – Этим-то мы и отличаемся от диких зверей и прочих животных: ведь мы знаем, что у нас есть Создатель, а они – нет!» Понтифик вспомнил в этой связи и о комментарии на этот псалом одного из Отцов Церкви – Оригена. По Оригену, фундаментальное различие между человеком и животным как раз и заключается в том факте, что человек способен познавать Бога, своего Творца, что он способен к поиску истины, способен к познанию, способен к личным отношениям и дружбе.
«Именно в наше время очень важно не забывать о Боге, — продолжил свою мысль Папа, — как и о других родах знания, которым мы обзавелись с течением времени, и которое стало очень многообразным! Но все эти знания могут оказаться проблематичными, более того, опасными, если нет самого главного знания, которое одно придает значение и направление всему остальному. Я имею в виду знание Бога-Творца», — подвел черту Бенедикт XVI.
И в самом деле, как раз набирающая силу в современном обществе тенденция «потери из поля зрения Бога» породила другую тенденцию: «потери из поля зрения достоинства человеческой личности». Есть несомненная связь между утратой уважения к человеческой жизни, которую предпочитают рассматривать исключительно в утилитарной перспективе, и «очеловечением» животных. Тем самым делается еще один шаг по пути возвращения к языческой культуре.
Священник Джон Флинн
Перевод: Сибирская католическая газета