Неприкрытые вопросы Евангелия: «Где твои обвинители»?»

Неприкрытые вопросы Евангелия: «Где твои обвинители»?»

В городе продолжаются великопостные духовные упражнения для Папы и Римской Курии. Священник Эрмес Ронки предложил иерархам размышления над вопросами Иисуса Христа, которые Он задает в Евангелии. Отец Эрмес остановился на вопросе из повествования о женщине, взятой в прелюбодеянии: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?».

Тот, кто любит осуждать и упиваться недостатками других людей, как правило, думает, что «спасти правду» можно, побив камнями виновника. Но именно так рождаются войны между народами, но также и войны в наших церковных общинах, монастырях и офисах, отметил проповедник.

В евангельском рассказе не называется имя женщины, поскольку она «представляет всех». Эта женщина придавлена смертельными силами, которые выражают угнетение женщин мужчинами.

Христианство, подчеркнул отец Эрмес, — это «объятие между Богом и человеком», в то время как обвинения фарисеев становятся бумерангом против их лицемерия. «Никто не вправе бросать камень, — его бросают против самих себя. Там, где есть , писал святой Амвросий, пребывает Бог; там же, где нет милосердия, а царит суровость, вероятно, есть служитель Бога, но Бога там нет».

Иисуса не интересуют угрызения совести: для Него важна искренность сердца. Прощение Бога безусловно и безвозмездно. Иисус ставит Самого Себя на место всех осужденных, на место всех грешников и таким образом разбивает цепь, создаваемую идеей о Боге осуждающем и мстительном, — идеей, которая оправдывает насилие.

Сердце евангельского рассказа – не грех, который нужно осудить или простить. В центре – не зло, а Бог, превосходящий человеческое сердце, не всемогущий, а «вселюбящий». «Иди и впредь не греши», — говорит Иисус женщине. Эти несколько слов могут изменить жизнь, и то, что произошло в прошлом, больше не имеет значения. Теперь имеет значение только будущее: «Возможное добро в будущем значит больше, чем зло, содеянное в прошлом». Бог прощает не как потерявший память, а как освободитель.

Многие люди, отметил проповедник духовных упражнений, «живут как будто во внутреннем пожизненном заключении», на них давит чувство вины за прежние ошибки. Но Иисус открывает двери этих наших темниц и разрушает эшафоты, которые мы возводим для себя или для ближнего. Иисус знает, что человек не равнозначен греху. Господа не интересует прошлое, Он есть «Бог будущего».

Продолжая размышления на тему «Неприкрытые вопросы Евангелия», отец Эрмес Ронки говорил также о прозрачности в Церкви и о привязанности духовенства к деньгам. Священник сослался на вопрос из рассказа об умножении хлебов: «Сколько у вас хлебов? Пойдите, посмотрите». Иисус, заметил отец Эрмес, «весьма практичен», Он просит сосчитать то, что есть у учеников. Обращаясь к иерархам Римской Курии, священник предложил всем провести подобное испытание, ответив на вопрос: сколько у тебя есть? Сколько денег, сколько квартир? Как ты живешь? «Церковь не должна бояться прозрачности, не должна бояться ясности о том, сколько у нее хлебов и рыб», — подытожил отец Ронки.

Снова говоря о Церкви, священник сослался еще на два вопроса Иисуса. Первый — «За кого люди почитают Меня?». И второй – «А вы за кого почитаете Меня?». Таким образом Господь показывает, что Ему недостаточно того, что о Нем говорят люди.

Ученики Господни не должны давать на этот вопрос «упакованные», готовые ответы. Иисуса интересует, насколько открыто их сердце, насколько оно свидетельствует о «Сыне Бога живого», о Христе, живущем в нас. «Наше сердце, — сказал отец Ронки, — может стать либо колыбелью, либо могилой Иисуса».

Наконец, проповедник духовных упражнений обратился к вопросу, прозвучавшему в Евангелии на третий день после смерти Иисуса Христа: «Жена! Что ты плачешь? Кого ищешь?». Отец Эрмес Ронки оттолкнулся от этого эпизода, чтобы размышлять о том, как Бог относится к скорби человека.

Иисус Христос воскрес, Он – Бог жизни, — и в то же время Его не оставляют равнодушными слезы Магдалины. В Страстную пятницу, находясь на Кресте, Иисус заботится о боли и тоске разбойника, а в первый час Воскресения Его волнует плач женщины. Таков «стиль Иисуса», отметил проповедник. Иисус – это «человек встречи»: Он не ищет греха, но смотрит всегда на страдания и на нужду. Что же делать, задался вопросом отец Эрмес, чтобы увидеть и понять чужую боль? Для этого необходимо научиться у Иисуса взгляду и поступкам. Этот взгляд и эти поступки присущи Доброму самарянину: увидеть, остановиться и прикоснуться. Три жеста, о которых мы никогда не должны забывать. Увидеть: Добрый самарянин увидел и имел сострадание. Он увидел раны человека, сам был ими уязвлен и остановился.

Во многих евангельских повествованиях мы видим, как Иисус сострадает, сочувствует человеческой боли. Сострадание не позволяет Доброму самарянину пройти мимо, как это сделали другие. Люди различаются между собой не религией, а тем, останавливаются они при виде чужих ран или проходят мимо.

Третий жест – прикоснуться. Каждый раз, когда Иисус сочувствует, Он прикасается. Прикасается к неприкасаемому, например, к прокаженному, последнему из человеческих отбросов.

Отец Ронки заметил, что одного лишь взгляда недостаточно: например, при взгляде на мигрантов может возникнуть идея, что они являются виновниками проблем. Но если не довольствоваться взглядом, а подойти и прикоснуться к чужим страданиям, то появится ощущение, что проблемы можно преодолеть, что слезы других людей взывают ко мне лично. «Милосердие – это все, что важно в жизни человека».

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна