Могут ли женщины быть диаконами?
Американская женщина-богослов ирландского происхождения Филлис Загано (Phyllis Zagano) склонна ответить на этот вопрос утвердительно. И уж по крайней мере об этом стоит говорить…
Ранняя Церковь столкнулась с проблемой. Когда она в достаточной мере выросла количественно, апостолы уже не могли исполнять все служения в ней. Как выразился Папа Франциск, выступая перед американскими епископами в Филадельфии в сентябре прошлого года, апостолы по существу «придумали» диаконов. Учреждение диаконата, описанное в Книге Деяний, включает одно важное обстоятельство: апостолы не стали сами назначать первых семерых людей, призванных к служению новорожденной Церкви.
В то время имел место конфликт между грекоязычными и ивритоязычными членами христианской общины, связанный с распределением благотворительной помощи их вдовам. Апостолы заявили, что они желают сосредоточиться на молитве и служении слова, и попросили верных Церкви самим избрать людей для исполнения функций, которые мы ныне называем диаконскими.
Писание сохранило имена этих семи, призванных к исполнению упомянутого служения, и школьное богословие подчеркивает, что все они были мужчинами: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай. Но этот аргумент весьма неоднозначен. Проблемой является служение женщины: в то время, как во многих случаях еще и сегодня, служебные функции женщины, прямо распространяющиеся и на мужчин (женщины как самостоятельного служителя, а не просто как помощницы исполняющего служение мужчины), казались чем-то немыслимым. Но это просто характеризует сложившиеся нравы. Гораздо более важен факт, тонко подмеченный Папой Франциском: что диаконат – это изобретение Церкви.
Женщина – диакон?
А почему бы нет? То, что было учреждено Церковью, может быть той же Церковью изменено, а то, что Церковь совершала когда-то, она может начать совершать снова. А Церковь на протяжении многих веков поставляла женщин во диаконы.
Так что ничего немыслимого в женском диаконате нет. В действительности диаконат – это отдельное служение, предшествующее священству, притом, что диаконы не являются священниками. Диаконат всегда был полностью отделен от священства, и так есть по сей день. Принятие сана диакона вовсе не означает, что этот человек автоматически получает право в будущем стать священником.
Самые ранние формы служения женщин-диаконов распространялись на других женщин и на детей: женщины-диаконы ассистировали при Крещении женщин (считалось неприличным, чтобы мужчина помазывал женщину); женщины-диаконы катехизировали женщин и детей; женщины-диаконы поддерживали порядок в женской половине богослужебного собрания и дежурили у дверей, через которые входили женщины; женщины-диаконы посещали больных женщин и помазывали их освященным елеем.
По мере того, как церковные служения стали оформляться ритуалом, как диаконы-мужчины, так и диаконы-женщины начали специальным образом поставляться епископом в ходе совершаемого в храме обряда. Притом во всех этих случаях епископ использовал одни и те же богослужебные формулы, включая эпиклезис или призывание Святого Духа, так что женщины воспринимались именно как рукоположенные диаконы, в той же мере, что и мужчины. Иногда в некоторых местах, по мере того, как развивался богослужебный язык, женщин, возведенных в диаконский сан, стали именовать диаконисами.
Усложняет дело тот факт, что иногда в некоторых местах диаконисами также называли жен мужчин-диаконов, которые сами рукоположены не были. И, тем не менее, существует достаточно исторических свидетельств – а это литературные и исторические произведения, литургические тексты и даже надгробные надписи – в пользу высказываемого теперь утверждения, согласно которому женщины когда-то входили в состав клира с теми же правами и теми же ограничениями, что и диаконы-мужчины.
Женщины-диаконы в Священном Писании
Факт существования в ранней Церкви женщин-диаконов объясняет любопытный оборот апостола Павла «равно и жены» из его перечня требований к диаконам: «честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести» (1 Тим 3,8). В самом разгаре своих наставлений кандидатам в диаконы Павел вдруг обращается к женщинам, которым тоже надлежит быть «честными, не клеветницами, трезвыми, верными во всём» (1 Тим 3,11).
Одна женщина прямо названа в Новом Завете «диаконом». Это Фива, диакониса церкви Кенхрейской (Рим 16,1-2), но даже несмотря на столь очевидные доводы в пользу существования женщин-диаконов многие люди до сих упорно сопротивляются возращению женщинам права на это древнее служение.
Ныне практически все специалисты по истории Церкви согласны с тем, что женщины, именуемые диаконами, а позже диаконисами, были носительницами служения, но серьезные разногласия существуют относительно их таинственного рукоположения. Однако отрицать то, что женщины, возведенные в сан диаконов, были посвящены через Таинство – это значит ставить под вопрос как таинственный характер рукоположения диаконов-мужчин, так и актуальное намерение епископа при совершении им обряда рукоположения.
Рукоположение женщин-диаконов
Если женщины-диаконы, о которых знает история, получали таинственное рукоположение, то не существует никаких препятствий, чтобы вернуться к этой практике. Поэтому в теологических спорах вокруг этой проблемы в последние годы обозначилась тенденция к заострению двух противоположных позиций:
- Женщин возводили в сан диаконов через Таинство.
- Женщин не возводили в достоинство диаконов через Таинство.
Сторонники первой точки зрения ссылаются на литургические тексты, употребляемые епископами при возведении женщин в диаконский сан, в частности, на наличие в них эпиклезиса, а также на сам характер обязанностей, возлагаемых на женщин-диаконов, особенно тех из них, которые относятся к сакральной сфере. При этом они указывают, что в древней Церкви никакой епископ, ни на Востоке, ни на Западе, не допустил бы к исполнению священнодейственных функций нерукоположенного человека.
Те же, кто отрицает сакраментальное посвящение женщин, считают доказательства «от литургии» неубедительными и отмечают, что служение диаконис распространялось исключительно на женщин и детей. И если женщины не проповедовали на богослужебном собрании тогда, то они не должны проповедовать на богослужебном собрании и сегодня.
Кроме того, они настаивают, что женщины-диаконы не были «реальными» диаконами. Скорее, женский диаконат был некой «четвертой степенью», не означающей принадлежности к клиру. Это было некое полупосвящение, предназначенное специально для женщин. А некоторые вообще отрицают существование женщин-диаконов. Если же надгробные надписи называют так кого-то из них, то в этом случае речь идет о женах диаконов.
Причина, по которой стороны, ссылаясь на факты истории, приходят порой к противоположным выводам, заключается еще и в том, что культурный контекст различался от региона к региону, и не везде одним и тем же был используемый Церковью язык. И епископы, возглавлявшие поместные церкви, зачастую имели разные представления о том, какими должны быть служения во благо вверенного их попечению народа Божия. Вполне вероятно, что в одних регионах или в рамках одних культурных традиций епископы приветствовали женщин-диаконов, а в других – нет.
Подобным образом всё обстоит и сегодня. Скептики утверждают, будто женщины, желающие быть рукоположенными, стремятся к власти – странное заявление, если оно подразумевает, что стремление к Таинству есть жажда власти, – или что женщина не может представлять Христа.
Последнее утверждение звучит весомо, но оно же весьма серьезно искажает реальность. Католическая Церковь учит, что рукоположение принимают, чтобы быть и служить «от лица Христа». Поскольку женщины не похожи на Христа, следовать за Христом и быть в образе Христа – это будто бы совершенно разные понятия. На самом же деле, все мы сотворены по образу и подобию Божию, и все мы призваны представлять Христа.
Диаконы не являются священниками
Однако же аргументам «против» нет конца. Существует предубеждение, будто посвящение в диаконы есть непременно веха на пути обретения священнической формации. На самом деле это не так. В Латинской или Западной Церкви люди, готовящиеся к принятию священства, возводятся в сан диакона за год до священнического рукоположения. Прежде, чем начать свое священническое служение, они служат как диаконы.
Однако диаконат, как полностью автономный церковный чин, ныне вновь возрожден. В сан диакона возведено более 42-х тысяч мужчин по всему миру, причем большинство из них женато. Почти в половине ирландских епархий существуют контактные номера, по которым могут позвонить лица, желающие стать диаконами, и многие такие люди, начиная с 2006 г., когда Конференция ирландских епископов получила из Рима разрешение на введение постоянного диаконата, прошли надлежащую формацию, практическую подготовку и были возведены в диаконский сан.
Зачем нужны диаконы?
Для чего нужны постоянные диаконы? Ватиканские Конгрегация духовенства и Конгрегация католического образования указывают в этой связи на три причины:
- Желание обогатить Церковь диаконским служением, которое в противном случае может реализовываться во многих регионах мира лишь с большим трудом.
- Намерение поддержать благодатью рукоположения лиц, которые уже и так исполняют многие диаконские функции.
- Стремление обеспечить священнослужителями регионы, страдающие от нехватки духовенства.
Функции диаконов
Побуждение II Ватиканского Собора восполнить священнослужение исполнением специфически диаконских функций было частично обусловлено нехваткой квалифицированных священнослужителей в различных регионах земного шара. Эта нехватка существует по-прежнему и даже усугубляется, достигая катастрофических масштабов в Северной и Южной Америке и в Европе.
Кто-то полагает, что реакция в духе «больше священников» является единственным адекватным ответом и предлагает для восполнения дефицита клира открыть путь к священническому рукоположению женатым мужчинам. Подобные предложения звучат в последнее время в Латинской Церкви с завидной регулярностью.
Однако же, с женатыми священниками или без оных, Церковь всё еще нуждается в служении диаконов. Краткий перечень диаконских обязанностей – это служение Слова, ассистирование при совершении Литургии и служение благотворительности. Их следует рассматривать во взаимосвязи, где каждая из функций отражает и поддерживает другую. Личная преданность диакона Слову Божию, звучащему в Писании, символически проявляется в том, что диакон возвещает Евангелие на Мессе. Диакон часто проповедует.
Что проповедует диакон? Диакон несет заряд церковной благотворительности. Он посещает больных и заключенных, доставляет пищу и одежду тем, кто в них нуждается, осуществляет контроль над церковными фондами. Всё это диаконские обязанности. Проповедуя слово Божие, диакон ставит в центр внимания милосердие.
В то время как в странах с живой христианской традицией всё это рассматривается как часть священнических обязанностей, отцы II Ватиканского Собора с величайшей прозорливостью отметили, что миссионерские территории страдают от отсутствия служения диаконов. Ныне, как отметили ирландские епископы в изданном ими документе «Постоянные диаконы – Национальное руководство и нормы для Ирландии относительно воспитания диаконов», Ирландия как раз и стала тем регионом, где подобное служение «может быть реализовано лишь с превеликим трудом».
Благодать диаконского рукоположения
Одной из причин для восстановления постоянного диаконата было желание преподать благодать и харизму сана тем, кто уже и так исполняет диаконское служение. Опять же, здесь важно помнить, что диаконы не являются священниками.
Различие между диаконским и священническим (и епископским) рукоположением следующее: диаконы посвящаются на служение, а не к священству. Катехизис Католической Церкви (п. 1554) подчеркивает это различие, а в 2009 г. Папа Бенедикт XVI изменил Каноническое право (кан. 1008-1009), чтобы провести четкий водораздел между священническим и диаконским рукоположением. Символически это различие отражается и в литургическом обряде: только священники и епископы получают помазание в ходе рукоположения.
Могут ли женщины быть посвящены в диаконы? Большинство богословов отвечает на этот вопрос утвердительно. Последний документ, появившийся на эту тему в Риме в 2002 г., подытоживает работу Международной богословской комиссии, учрежденной Ватиканом. Его авторы приходят к выводу, что женщины-диаконы исторически исполняли различные роли, а существенное различие между служением епископов и священников с одной стороны, и служением диаконов с другой, проходит красной нитью через всю церковную традицию и четко выражено в документах Священного Учительства. Иными словами, традиция и Учительство Церкви свидетельствуют в пользу взаимной автономии диаконского и священнического служений.
Что же касается возведения женщин в сан рукоположенного диакона, то этот вопрос, по заключению Комиссии, пока не решен, но нуждается в дальнейшем рассмотрении. Церкви еще предстоит авторитетно высказаться по этому вопросу.
На самом деле авторитетных утверждений против женского диаконата в Новое Время и не было, в то время как женщины-диаконы упоминаются в канонах первых Вселенских Соборов, во многих других документах ранней Церкви, как и в сохранившихся литургических текстах, используемых при возведении женщин в диаконский сан.
Интересно, что в XII и XIII веках ряд Пап в посланиях к епископам Португалии разрешали им рукополагать женщин в диаконы. А в середине XVIII века Папа Бенедикт XIV утвердил каноны Маронитской Церкви – единственной из Восточных Церквей, никогда не порывавшей общение с Римом – оговаривающие детали служения женщин-диаконов и дающие право епископам рукополагать женщин для диаконского служения как внутри, так и вне монастырей.
Обеспечить священнослужителями
Это правда, что в большинстве случаев женщины-диаконы не исполняли тех же функций, что и диаконы-мужчины. Но даже если их служение в прошлом ограничивалось исключительно женщинами и детьми, может ли это предопределять настоящее? Кто рассматривает служение женщинам и детям сегодня в качестве прямого продолжения служения епархиального архиерея? Документ, изданный ирландскими епископами, отмечает, что одной из причин восстановления постоянного диаконата в наши дни является желание обеспечить священнослужителями районы, в которых ощущается нехватка духовенства. Конечно же, Ирландия страдает от усугубляющегося дефицита священнослужителей. А разве женщины так уж недостойны священнослужения?
В XX веке многие епископы, особенно в немецкоязычных странах, стали готовить женщин к принятию диаконского сана. Их действия вызвали алармистскую реакцию у трех ныне ушедших на покой кардиналов, возглавлявших в то время ватиканские конгрегации. Они издали тогда «уведомление» – официальный документ, но достаточно низкого уровня – где, в сущности, просто констатировали, что они не хотят видеть женщин диаконами.
Позже еще одна ватиканская конгрегация издала документ, в котором священное рукоположение женщин названо серьезным преступлением. Но было бы неудивительно, если бы под словами «священное рукоположение» подразумевалось, как это бывает в других документах Ватикана, исключительно священническое и епископское рукоположение.
Если это так, то никакого противоречия традиции рукополагать женщин во диаконы здесь нет. Однако, несмотря на целые горы доказательств обратного, некоторые церковные иерархи даже сегодня настаивают, будто существуют «богословские» доводы против рукоположения женщин во диаконы, хотя, если их попросить аргументировать свою позицию, в ответ можно услышать только: «потому что это противоречит закону».
По факту, в настоящее время рукоположение женщин в сан диакона, священника или епископа на самом деле противоречит закону, однако богословские доводы в пользу женского диаконата перевешивают более поздние представления о нем. В действительности же, богословские соображения, по которым женщины не могут становиться епископами или священниками, в то же время свидетельствуют в пользу женщин-диаконов.
В качестве основной причины не рукополагать женщин в сан диакона выдвигают следующую: Иисус избрал Своими апостолами только мужчин, и это накладывает ограничения на Церковь, которая отныне может избирать кандидатов на священников и епископов только среди мужчин. Пусть будет так.
Женщины не могут быть священниками. Но Иисус не выбирал людей, которых Церковь захотела увидеть своими первыми диаконами, как и тех, кто по свидетельству Писания (упомянутому ранее) называл диаконом Фиву. Таким образом непрерывная церковная традиция, предусматривающая рукоположение женщин в диаконский сан, вполне могла бы быть актуализирована в современной Католической Церкви.
Нерушимая традиция?
Когда говорится о Католической Церкви, то большинству людей на ум приходит Римская или Латинская Церковь. Но, хотя существование женщин-диаконов исторически зафиксировано и на Западе, и на Востоке, именно Восточная Церковь имеет в этом отношении более глубокую и непрерывающуюся традицию.
Католическая Церковь официально признаёт действительность Таинств и установлений Православных Церквей. В наши дни Греческая Православная Церковь на своем Синоде 2004 года официально утвердила поставление монашествующих женщин во диаконы, а также обсудила вопрос о женщинах, посвящаемых на диаконское служение за пределами монастырей. Армянская Апостольская Церковь не отказалась от своей практики возведения женщин в сан диаконов. И, как уже отмечалось выше, Маронитская Церковь, одна из 22-х или 23-х Восточных Католических Церквей в общении с Римом, не так давно, в XVIII веке, подтвердила свою практику женского диаконата.
Что всё это значит для Католической Церкви сегодня? Первый вопрос, который нужно решить каждой из локальных Церквей, это нужны ли ей диаконы вообще. Церковь в Ирландии, похоже, определилась в том смысле, что диаконы ей нужны, хотя и не все ее епископы желают видеть у себя диаконов. Если они не хотят иметь диаконов, то могут не приглашать их служить в своих епархиях. Но может ли Церковь в Ирландии осознать, что она нуждается в диаконском служении женщин так же, как нуждается в диаконском служении мужчин?
Папа Франциск не так давно сказал, обращаясь к Конференциям епископов разных стран мира, что если они чего-то желают, то должны настойчиво просить об этом. Женщины-диаконы могли бы внести в жизнь Церкви в Ирландии новый импульс. По крайней мере, об этом стоит говорить.
Автор: Д-р Филлис Загано
Старший научный сотрудник в Университете Хофстра в Хемпстеде (штат Нью-Йорк, США) и ведущий эксперт по вопросам женского служения в Католической Церкви.
Источник: Тhe Irish Catholic
Перевод с английского диакона Владимира Дегтярева
(Мнение автора может не совпадать с позицией редакции)