Милосердие как основа сотрудничества

Милосердие как основа сотрудничества

«Политика – сфера милосердия?» — круглый стол под таким названием прошел 8 октября в Институте св. Фомы.  Цель встречи – «взглянуть на историю практического внедрения социального учения Католической Церкви в Европе, Южной Америке и Ближнем Востоке, а также оценить его актуальность на сегодняшний день», говорится в пресс-релизе мероприятия.

Участников встречи приветствовал новый нунций в Российской Федерации итальянский архиепископ . «Тема сформулирована провокационно», — отметил он. Нунций выразил уверенность, что размышления и опыт участников встречи опровергнут знаменитое утверждение прусского канцлера Бисмарка о том, что «посредством Нагорной проповеди невозможно ни править, ни управлять, ни делать дела с успехом».

Как сказал Алексей Юдин, открывая круглый стол, в ходе встречи предполагается рассмотреть «конкретные случаи в свете социального учения Католической Церкви». Это должно найти преломление в свете российского опыта.

О трех способах реагирования Церквей на кризис рассказал в своем выступлении настоятель католического храма в Анкаре (Турция) иезуит Жан-Марк Балхан. «В сложное время сложно думать о социальной  доктрине», — отметил он, сделав краткий обзор положения различных христианских общин и церквей на Востоке. Так, Коптская Церковь в Египте занимает оборонительную позицию. Две революции в Египте «фундаментально не изменили отношения между Церковью и государством». Произошло подчинение Церкви, она вернулась к союзу с режимом. Коптские активисты выпустили декларации, в которых говорили, что поддержка государства вредит коптским общинам.

В Ираке, продолжил докладчик, Халдейская церковь призывает христиан не покидать страну. И наказывает клириков, которые поддерживают эмиграцию.

Второй способ – это действие, социальная помощь и защита. Здесь докладчик упомянул деятельность международных христианских организаций – программы «Каритаса», работу иезуитов в районах кризиса, хотя не всегда «известные иерархи поддерживают их деятельность».

И третий способ реагирования на кризис – присутствие, «жить и умирать вместе», разделять радость и боль. Есть много индивидуальных начинаний, когда люди хотят быть свидетелями Божьими в трудные времена; пытаются инициировать диалог. Они становятся свидетелями маленьких радостей и чудес, которые происходят, например, когда в города в Сирии возвращаются вода или электричество. В целом автор доклада видит «признаки надежды» в том, что делают обычные христиане, а не иерархи.

О роли Католической Церкви в проведении земельной реформы в Чили в 60-х годах ХХ века рассказал в своем выступлении директор Института св. Фомы о. Томас Гарсиа. «Жизнь в Чили не менялась с тех пор, как пришли испанцы, отношения между аристократами и крестьянами были феодальные», — отметил он. 9% населения, в их числе и Церковь, владели землей; были пустые пространства, в то время как население в деревнях увеличивалось. Возникала угроза волнений, аналогичных тем, которые привели к революции на Кубе. «Здесь было много факторов, и коммунизм был одним из них. Церковь приняла ответственность и начала реформу своей земли, это была модель, которую приняло государство. Это пророческая Церковь, которая не боится, дает пример», — подчеркнул о. Томас. Сначала создавались кооперативы, затем крестьяне получали возможность приватизировать землю. «Это был сложный период для Католической Церкви – были споры между консерваторами и либералами. Для Церкви собственность означает социальную ответственность. Католическая Церковь играла также большую роль в защите прав человека в разных странах Латинской Америки. Папа Франциск пережил этот процесс, он не был нейтральным», — отметил о. Томас Гарсиа.

С докладом «Актуальность социального учения Церкви в Европе на сегодняшний день» выступил профессор Богословского института св. Георгия во Франкфурте Экхард Бигер. Профессор говорил о необходимости присутствия религиозных институтов в СМИ. Если религия не отражена в СМИ, она не важна. Папа Иоанн Павел II был «медиа-герой», он знал, как это делать; и нынешний Папа – «гений». Многие люди говорят: не нужно присутствовать в СМИ, но в результате они перестают присутствовать в обществе, отметил докладчик. Сам Иисус Христос был публичным человеком. В Библии нельзя найти таких слов – «не будьте в обществе». Религия – это общение, связанное с развитием. Сам триединый  Бог – общение. Церковь должна измениться , социальные сети могут быть использованы для миссионерской работы. В заключение Э. Бигер дал совет. Медиа зависят от авторов. «Найдите авторов, дайте им образование, пусть развиваются и сформируют специальный язык» общения с аудиторией, чтобы церковь была открыта молодежи.

С докладом о становлении  православного социального учения в диалоге с католическим  выступил Константин Костюк (Фонд им. Аденауэра). Православная социальная мысль изначально возникла в диалоге с католической, и питается этим диалогом до сего дня. История социального учения Православной Церкви– эволюция «из того же контекста», из распавшейся Римской империи. В ситуации  с усиливающейся царской властью возникает момент диалога — симфония – единство двух начал, светской власти и духовной, и баланса между ними. Этот момент симфонии проходит через всю историю русской Церкви. В советское время «Церковь разрушается, но все равно излагает свою концепцию – о невмешательстве в свои дела», считает автор. Социальное учение Католической Церкви возникает на переломе – в конце 19-го начале 20 веков. «В православии уже такой роли не было, но общественная мысль остро реагировала на эти обстоятельства, что вызвало к жизни такой феномен, как русская религиозная философия», — подчеркнул К. Костюк. Идея всеединства – некий «православный принцип, аналогичный принципам Католической Церкви», считает автор доклада.

Социальная концепция РПЦ была опубликована в 2000 году. Это была именно концепция —  некоторые позиции не получили развития, чтобы называться доктриной. В основе своей концепция питалась опытом западного христианства. В этом документе впервые Православная Церковь разворачивает свое мнение по отношению к обществу. Однако то, что явилось «пульсом этого движения» – дискуссия  между либералами и консерваторами – с годами убавила свою динамику, чем ослабила остроту поиска социальной мысли православия. В документе критикуется западная концепция прав человека. Сегодня социальная мысль РПЦ сводится к вопросам милосердия, пастырского богословия, каритаса, т.е. к тем, которые волнуют христиан. В настоящее время «дискуссионные моменты не поддерживаются, гасятся».

Комментируя последнее выступление, нунций Челестино Мильоре отметил, что у нас «есть разные истории, но есть общее». «Милосердие существовало раньше, до того, как возникли права человека. Мы это ощущали в ООН, и мы это ощущаем здесь, в этой стране. Это общая почва, на которой можно построить сотрудничество», — заявил представитель Святого Престола в России.

 

Текст Елены Бажиной, фото Натальи Гилёвой

Источник: Благовест-Инфо

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна