Любит ли Бог турок?

Любит ли Бог турок?

Почему у нас так распространено дурное единодушие? Почему плохим становится сразу весь народ без исключения, и сразу все виноваты? Причем виноваты лично перед тобой, зрителем теленовостей. Об этом на портале «Милосердие.Ру» рассуждает священник .

 

 

Почему в пример иудеям Христос так часто приводил самарян-еретиков?

— Недавно я прочел статью Сергея Львовича Худиева по поводу греческих пророчеств. Там он совершенно справедливо написал, что любит и турок. А в комментариях на эту фразу я такую лавину ненависти нашел, что даже изумился.

Bazar_of_AthensПохоже, что мысль о любви Бога к туркам сегодня некоторыми христианами воспринимается также болезненно, как 2000 лет назад, судя по Евангелию, иудеями воспринималась мысль о том, что Господь любит самарян (иудеи считали самарян еретиками и относились хуже, чем к язычникам, потому что самаряне почитали и языческих богов, и Иегову — прим. Ред.).

А ведь в Евангелии Христос самарян нередко приводит в пример иудеям: с самарянкой разговаривает о тайнах веры, самарянина исцеляет от проказы; даже Самого Христа кто-то называет самарянином.

Иногда люди не могут принять мысль, что Бог любит всех. И тогда возникает такое: «Ах, турки будут в раю?! Значит, мне такой рай не нужен». Но в раю будут всякие люди. Чеченцы будут в раю, китайцы будут в раю, для кого-то станет большой неожиданностью, что даже евреи будут в раю. А, как ни крути, они там будут обязательно. Но все это не значит, что все турки будут в раю, как и не значит, что все русские будут в раю. Или вообще кто-то будет в раю по национальной или религиозной принадлежности.

Я думаю, что с этой мыслью Христос пытался познакомить тех людей, которые Его окружали во время пребывания на земле. Поэтому в качестве примера иудеям Он все время приводит самарян.

 

Христос, уча нас любви, все время приводит в пример тех, кто не то что примером быть не может, а кто воспринимается как отребье, с которым ни сесть рядом нельзя, ни поесть рядом нельзя, ни стакан холодной воды в знойный день принять нельзя

 

Чтобы нагляднее понять, как это звучало для тогдашних иудеев, представьте, как бы нам сегодня в пример правильного отношения к Богу и людям ставили турок приводить. Или украинцев.

Была бы  «Притча о милосердном турке», который помог бы раненому, когда два русских прошли бы мимо. Или Христос исцелил бы прокаженных, один из которых оказался украинцем, и, единственный, пришел бы сказать Богу «спасибо». А русские не пришли.

Христос, уча нас любви, все время приводит в пример тех, которые не то что примером быть не могут, а кто воспринимается как отребье, с которым ни сесть рядом нельзя, ни поесть рядом нельзя, ни стакан холодной воды в знойный день принять нельзя.

Некоторые считают, что раз турки мусульмане, значит, отрицают Христа,  значит, в любом случае будут в аду, следовательно, их можно спокойно ненавидеть.

Прежде всего, Божий суд находится не в нашей компетенции. А Евангелие говорит, что воля Божья состоит в том, чтобы никто не погиб, но все пришли в разум истины и были спасены.

Господь дает нам заповедь любви к врагам именно для того, чтобы они не погибли, а были спасены нашей любовью к ним. Наша любовь спасает тех, кого мы любим, а ненависть приносит погибель, и не только нашим врагам, но прежде всего нам самим. Любовь к людям, в частности, к нашим врагам – это соработничество Господу в деле их спасения.


Как плохим в одночасье может стать весь народ?

Удивительно, но от тех, кого мы назначаем врагами, мы часто видим доброе отношение.

Мне приходилось несколько раз бывать в Турции в качестве журналиста,  с программой «Православная энциклопедия», мы снимали сюжеты. Я там все время ходил в подряснике, хотя по законам, в Турции никто не имеет права ходить в религиозной одежде, кроме Патриарха Константинопольского, и все священники, все муллы одеваются в небогослужебное время в обычное светское платье. Но ни один человек мне претензий не предъявил, никто не сделал замечания.

Однажды мы снимали сюжет в городе Никея, где проходил Никейский собор. Сейчас это турецкий город Изник. Я стоял на набережной у Никейского озера в ожидании кого-то из коллег. Вдруг ко мне подбежал турецкий мальчик, принес завернутое в хлеб баранье мясо, поклонился и убежал. И потом опять прибежал, принес чай. Я оборачиваюсь: кто, откуда, почему? И в метрах 150 увидел хозяина небольшого ресторанчика, который вышел и низко мне поклонился.

Господь дает нам заповедь любви к врагам именно для того, чтобы они не погибли, и мы не погибли

В Константинополе, в монастыре Хора, где великолепные мозаики, у нас была экскурсия, и тоже, помню случай: молодая турчанка в хиджабе (видно, что религиозная), подводит своих детей, чтобы я их коснулся, погладил по голове, как-то благословил.

В турецком народе я вообще замечал очень благоговейное отношение к священству, в том числе к православному, но никогда я не замечал никакой агрессии, не слышал грубого слова.

Сегодня турецкий народ тоже может находиться в таком же нервно-агрессивном  состоянии, как и мы, в связи с теми событиями, которые происходят у них на границе. Они могут быть возбуждены, как всякий любой народ. Ведь природа людей одинакова.

Когда в 2008 году начался русско-грузинский конфликт, в Москве стали закрываться грузинские рестораны, и людей на улице останавливали только за внешность. И просто удивительно, что грузинский народ оказался более христианским, чем мы, не озлобился. А ведь пострадало немало грузинских солдат.

Но когда сегодня идешь по Тбилиси, если видят, что ты русский, очень многие подойдут, улыбнутся и скажут: «Это все политики, но мы-то любим друг друга». Все время будет тебе доказывать, что мы понимаем, что это не вы, не народ, это политики хотят нас рассорить. Очень великодушный народ. Вот это проявление того, как христианство в народе живо. Недаром Патриарх Илия обладает огромной поддержкой в народе, и его слово воспринимается как слово отца. Это одно из очень важных проявлений христианской народной идентичности.

Мы так, как Бог, любить не умеем. Но призваны учиться. Если мы не будем учиться у Него любить, то научимся только ненавидеть

Поневоле задашься вопросом: почему же у нас так распространено дурное единодушие: эти плохие, те плохие, этот народ плохой? Почему плохим становится сразу весь народ без исключения, сразу все — виноваты? Причем не просто виноваты, а почему-то лично перед тобой, зрителем телевизионных новостей.

И в это время наша Церковь может возвысить свой голос для проповеди евангельских максим: «Будьте все едины, как Мы с Отцом едины», — как  говорит Христос, обращаясь к своим ученикам. Церковное слово должно быть не о войне и разделении, а о мире и единстве.

Ведь Христос обращается через учеников ко всему миру, потому что Он отдает Свою жизнь за жизнь всего мира. Мы об этом свидетельствуем в нашей Литургии. Не за конкретную кучку отдельных людей, или людей одной национальности или единого государства, а за жизнь всего мира, в вечности, даже не в истории, не в единственный период, когда это случается, а вообще, пока мир жив, пока мир существует.


И Гитлер может быть в раю – как покаявшийся Адольф

Некоторые пытаются дойти до абсурда и рассуждают так: «Господь, значит, любит всех, и ИГИЛ, по-вашему, тоже?». Нет, ИГИЛ не любит. А людей, воюющих за ИГИЛ, – любит. Ведь Господь любит не так, как любим мы. И Господь, как написано в Евангелии, посылает дождь и праведному, и неправедному. Господь каждого человека хочет спасти. Для каждого человека хочет не погибели, а спасения.

Бог не радуется погибели грешника. Бог ищет спасения и боевикам ИГИЛ в том числе, потому что как бы человек далеко не уходил от Бога, и как бы он не был ужасен в своем зле, образ Божий в человеке не уничтожим. Он может быть изувечен до крайности, но исчезнуть он не может.

ИГИЛ Господь не любит. А людей, воюющих за ИГИЛ, – любит

Это значит, что у каждого человека есть возможность покаяться. Часто бывает, что люди в кипении страстей доводят всякую мысль до абсурда, и говорят: «И что же, вы думаете, что и Гитлер может быть в раю? И Сталин может быт в раю?».

Я думаю, что да. И Гитлер, и Сталин могут быть в раю, но тогда они будут в раю не как Гитлер и Сталин, а как покаявшийся Адольф, и покаявшийся Иосиф. Это значит, что Бог любит и того, и другого, и третьего, потому что дает им такую возможность, не отвергает никого до конца.

Мы так, как Бог, любить не умеем. Но призваны учиться. Если мы не будем учиться у Него любить, то научимся только ненавидеть.

 

IMG_8199

Автор:

священник Алексей Уминский,

настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва)

 

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна